Управление
проектами

Госдума во втором чтении приняла законопроект о реформе теплоснабжения

На пленарном заседании в пятницу Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Так называемый законопроект об альтернативной котельной определяет основные принципы новой целевой модели рынка тепловой энергии. По мнению разработчиков, итогом реформы должны стать увеличение притока инвестиций в теплоснабжение, его модернизация, снижение технологических потерь и, в конечном итоге, повышение надежности и эффективности, в том числе, экономической, систем теплоснабжения.

Законопроект меняет систему регулирования в области тарифообразования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя — уровня так называемой «альтернативной котельной». Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) наделяется расширенными полномочиями, усиливается контроль, в том числе антимонопольный, за деятельностью ЕТО, для чего добавлена новая статья об антимонопольном регулировании и контроле в сфере теплоснабжения.

Кроме того, в принятом законопроекте описаны механизмы синхронизации работы систем теплоснабжения в условиях использования различных механизмов инвестирования в новой модели рынка тепловой энергии. Усилена роль региональных и местных органов власти при принятии решения о переходе к новой модели рынка тепловой энергии, в части контроля за деятельностью ЕТО, а также – регламентация ее деятельности и ответственность.

Также проект закона устанавливает особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в ценовых зонах теплоснабжения.

Как сообщается на сайте Госдумы, переход к данной модели должен устранить основные причины проблем в отрасли: избыточное регуляторное давление, отсутствие долгосрочного тарифного регулирования, неправильную ценовую политику, построенную во многом на перекрестном субсидировании тепла и электроэнергии, нечеткое распределение ответственности за качество и надежность теплоснабжения.