Управление
проектами

Игры без правил

Механизм взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП не отлажен.

Подход к ГЧП необходимо менять, свидетельствует опрос, проведенный Центром развития ГЧП совместно с ТПП РФ. В ходе опроса респонденты сформулировали ряд выводов: механизм взаимодействия государства с бизнесом в рамках ГЧП не отлажен, отсутствует единая методология реализации проектов и типовые механизмы отбора компаний для реализации проектов ГЧП, государственные заказчики не всегда обладают необходимыми для реализации проектов государственно-частного партнерства специфическими знаниями, кроме того, бизнес сталкивается с дефицитом информации о развитии, тенденциях, реализуемых проектах ГЧП.

В результате 92% респондентов считают существующий порядок взаимодействия государства и частного сектора по вопросам ГЧП малоэффективным. При этом 42% опрошенных считают, что необходимо создать специализированный государственный орган по регулированию ГЧП, а 25% предложили дополнительные меры структурирования государственного регулирования.

Опрашиваемые бизнесмены отметили необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей ГЧП. 92% опрошенных считают, что необходимо разрабатывать отдельные законодательные акты о ГЧП для различных отраслей экономики, 42% из них считают важным уделить особое внимание сфере ЖКХ и водоснабжению, 25% посчитали наиболее востребованным регулирование транспортного сектора, еще 25% высказали пожелание, чтобы законодатели обратили внимание на оборонно-промышленный комплекс.

- Бизнес считает, что его мнение не учитывается при разработке нормативно-правовой базы. Учитываются конкретные нюансы, в целом бизнес не влияет на принятие определенного законопроекта. При этом большинство компаний готово принимать активное участие в разработке законодательной базы, — говорит директор департамента информационной политики Центра развития ГЧП Ольга Костецкая. Очевидно, что бизнес не поддерживает существующий законопроект о ГЧП: 67% назвали его среднепроработанным, 25% отметили низкую степень проработки документа.

ghp

Комитет ТПП по государственно-частному партнерству разработал свои предложения, как привлечь частный сектор к реализации государственных задач. Так, оценку должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности предлагается дополнить критерием «развитие государственно-частного партнерства».

Планируется создать «дорожную карту» по привлечению частных инвестиций в модернизацию инфраструктуры России на принципах ГЧП. Были выдвинуты предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ГЧП. В частности, законопроект «Об основах государственно-частного партнерства» предлагается дополнить нормами, которые позволят частному инвестору создавать отдельное юрлицо для участия в заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, заключать прямое соглашение между инвестором и заказчиком, публичному партнеру принимать на себя обязательства по компенсации выпадающих доходов, государственным гарантиям по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов, предлагается также запретить финансовое участие публичного партнера в уставном капитале частного партнера за счет допэмиссии акций в пользу публичного партнера.

В качестве мер финансовой поддержки комитет по ГЧП предлагает в целях снижения издержек для частного партнера создать фонд содействия проектам ГЧП. Фонд будет оказывать информационную поддержку проектам для поиска потенциальных инвесторов, содействовать инициативам частных инвесторов по участию в инфраструктурных проектах, проводить экспертизы технико-экономического обоснования проектов государственно-частного партнерства, заниматься разработкой проектной документации. Комитет по ГЧП планирует предложить минфину совместно с минэкономразвития проработать порядок предоставления государственных гарантий по займам на реализацию инфраструктурных проектов с использованием механизмов ГЧП. Есть ряд предложений и для Центрального банка, к примеру, рассмотреть возможность принять на себя кредитные риски по рефинансированным кредитам, выданным на реализацию проектов ГЧП, а также кредитовать проекты ГЧП под залог нерыночных активов при соблюдении ряда требований.

На заседании также было рассмотрено совершенствование концессий. В настоящее время соответствующий законопроект подготовлен минэкономразвития. Сейчас к документу готовятся дополнительные поправки. Представитель департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития России Ольга Горячева рассказывает: «Одно из ключевых изменений — открытый перечень объектов, которые планируется отдать в концессию, будет размещаться в Интернете. Это связано с тем, что мы вводим норму заключения концессии без конкурса. Предложение концессионера будет размещаться на сайте, и если других предложений не поступило, то концессионное соглашение может быть заключено без конкурса. Если же предложения поступили, конкурс проходит по утвержденной процедуре». Кроме того, по завершении действия концессионного соглашения концессионерам планируется предоставить преимущественное право выкупа объекта. Стоит отметить, что концессия сегодня является наиболее благоприятным механизмом ГЧП, с точки зрения бизнеса.

Ирина Голова

Российская газета