План по борьбе с коронавирусом и его экономическими последствиями планируют профинансировать за счет временного сокращения программы госинвестиций в крупные проекты, а также плана развития магистральной инфраструктуры, рассказал «Известиям» источник, близкий к правительству. Информацию подтвердил федеральный чиновник. По их словам, расходы бюджета на этот год, по всей видимости, придется перераспределить. Дело даже не столько в том, что в казне не хватает денег на те или иные направления расходов, а в пересмотре прогнозов развития мировой экономики, в частности, спроса на перевозки. Строительство новых дорог не потребуется, пока не восстановится транспортное сообщение.

— Какой будет структура спроса на товары российского экспорта? Когда восстановится Китай? Куда он бросит ресурсы? Сказать пока невозможно. Вряд ли мы в ближайшее время будем возить туда те же металлы или уголь в прежних объемах, — поясняет близкий к правительству источник. — Спрос на продукцию из КНР, в том числе на продукты массового потребления, тоже снизится. В таких условиях прогнозы потребности в транспортной инфраструктуре придется пересмотреть.

При этом от отсрочки по выплате дивидендов госкомпаний на полгода, о которой ранее сообщали СМИ, в правительстве отказались, отметили собеседники «Известий».

Вечером 16 марта у первого вице-премьера Андрея Белоусова прошло совещание, на котором обсуждались дополнительные меры поддержки для антикризисного плана. По словам одного из участников заседания, это будет документ верхнего уровня. Это означает, что в нем укажут общие формулировки, например, «Льготные кредиты», а далее будет идти отсылка к документам второго уровня, которые и установят послабления. Это может быть, например, постановление правительства.

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года стоимостью 6,3 трлн рублей включает 11 федеральных проектов. В его транспортную часть включены, в том числе проекты «Европа – Западный Китай», «Морские порты России», «Железнодорожный транспорт и транзит» и другие.

Представитель Андрея Белоусова отказался от комментариев. Глава «Опоры России» Александр Калинин, который также находится на совещании у Андрея Белоусова, рассказал, что меры поддержки бизнеса были расширены. В пресс-службе Минфина сообщили, что «сейчас идет подготовка плана первоочередных действий для поддержки экономики и граждан, вопросы прорабатываются».

Сейчас не тот момент, когда нужно долго анализировать, какие расходы наиболее, а какие наименее эффективны для перераспределения средств, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Следует выделять деньги максимально оперативно, причем в первую очередь на экстренные закупки необходимых препаратов и оборудования, форсирование строительства клиник и так далее.

Руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП Дмитрий Белоусов считает, что, кроме пересмотра инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, целесообразно было бы частично перераспределить средства оборонных программ. Дело в том, что социальные обязательства сейчас в приоритете, их ждет население, а в условиях падения нефтяных котировок и ослабления рубля стоимость импортных продуктов и одежды в любом случае возрастет. Поэтому на борьбу с бедностью потребуется выделить значительно больше денег, чем изначально планировалось, резюмировал эксперт.