Цифровая трансформация по ГЧП: как поправки в законодательство скажутся на регулировании проектов в ИТ

Виктория Туголукова

You & Partners



В конце июля в Госдуму внесен законопроект, который направлен на совершенствование использования механизмов ГЧП в сфере ИТ. В частности, существенным изменением является снятие запрета на участие муниципальных образований в таких ГЧП-проектах. Юрист компании You & Partners Виктория Туголукова рассмотрела предлагаемые изменения и оценила эффект от их принятия для рынка ГЧП.

29 июля в Государственную Думу был внесен законопроект №173246-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на создание дополнительных инструментов достижения национальной цели «Цифровая трансформация» [1], а также внесен в связи с развитием искусственного интеллекта [2].

Рассмотрим предлагаемые поправки и возможности, которые они дают для развития ГЧП в ИТ.

Гармонизация регулирования в части заключения концессий и соглашений о ГЧП на местном уровне

Поправки устраняют неопределенность регулирования в отношении возможности заключения концессионных соглашений с муниципальными образованиями, а также предусматривают возможность заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Объекты ИТ были включены в перечень в результате принятия законопроекта №157778-7. При этом в пояснительной записке к документу не содержалось какого-либо обоснования в отношении исключения возможности заключения соглашений на местном уровне. Данная поправка была предусмотрена уже при рассмотрении во втором чтении законопроекта.

На сегодняшний день в отношении государственных информационных систем внесены поправки в 149-ФЗ [3] в части создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о ГЧП.

Данные изменения можно применить и в отношении муниципальных информационных систем. Часть 4 статьи 13 149-ФЗ, которая предусматривает, что установленные 149-ФЗ требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о местном самоуправлении.

Дополнительно уточняется порядок направления частной концессионной инициативы в отношении объекта ИТ. По аналогии с законопроектом №83061-8 предусматривается порядок подачи предложения о заключении концессионного соглашения в Правительство РФ, высший исполнительный орган субъекта или местную администрацию, которые в течение 10 рабочих дней уже определяют уполномоченный орган.

Уточнения в части учета и амортизации объекта соглашения

Законопроектом предлагается дополнить текущую редакцию части 16 статьи 3 115-ФЗ [4] указанием на то, что начисление амортизации производится в соответствии с законодательством о налогах и сборах и законодательством о бухгалтерском учете. Уточнение позволит обеспечить соответствие 115-ФЗ нормативным правовым актам в сфере налогообложения и бухгалтерского учета.

Эта поправка вносится в связи с тем, что в случае, если концессионер не обладает исключительным правом на объекты ИТ, то у него отсутствуют основания для постановки объекта как нематериального актива у себя на балансе, поскольку он не является правообладателем таких нематериальных активов, и они предоставлены ему на праве использования, а также отсутствуют основания для амортизации (согласно пояснительной записке).

При этом для уже реализуемых проектов можно применять данное законодательство и на основе статьи 1 НК РФ, которая закрепляет, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Более того, согласно статье 256 НК РФ, амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Возможность использования существующих результатов интеллектуальной деятельности при разработке новых объектов ИТ

Ранее концессионер мог использовать существующие результаты интеллектуальной деятельности только при переработке (модификации) существующих объектов ИТ.

Поправкой в часть 7 статьи 53.1 115-ФЗ такая возможность распространяется и на разработку нового объекта ИТ. Запущенные проекты в данной сфере чаще всего предусматривают использование существующих результатов интеллектуальной деятельности при разработке объектов ИТ (например, системные программы ЭВМ третьих лиц (Linux).

В отношении соглашений о ГЧП/МЧП такая возможность была предусмотрена и ранее (часть 5 статьи 33.1 224-ФЗ).

Возможность использования концессионером всех видов объектов ИТ при осуществлении предпринимательской деятельности

Поправкой в часть 5 статьи 53.2 115-ФЗ предусматривается, что концессионер вправе использовать объекты ИТ или объекты ИТ и технические средства обеспечения их функционирования.

Ранее такая возможность была предусмотрена только для информационных систем. Теперь в предпринимательской деятельности можно будет использовать программу для ЭВМ, базу данных (по отдельности), сайты, технические средства.

Данная поправка обеспечит возможность тиражируемости проектов ГЧП в ИТ, что соотносится с государственной политикой в отношении информационных технологий: повышение эффективности учета и использования программного обеспечения, созданного или приобретенного с привлечением средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов[6].

При этом важно учитывать, что согласно части 12 статьи 53.1 115-ФЗ, предоставление концедентом концессионеру прав использования объектов информационных технологий осуществляется на основании лицензионного договора и (или) сублицензионного договора. Таким образом, важно, чтобы возможность использования объектов ИТ в предпринимательской деятельности была предусмотрена также в лицензионном договоре.

Для соглашений, которые уже реализуются, такую возможность можно предусмотреть и без поправок на основе общих норм ГК РФ, так как пределы использования результатов интеллектуальной деятельности определяются лицензионным договором (статья 1235 ГК РФ). Эту же норму можно использовать и для проектов, структурируемых на основе 224-ФЗ (в этот закон аналогичные поправки не предлагаются).

Таким образом, предлагаемые поправки направлены на совершенствование регулирования сферы ИТ. Существенным изменением является снятие запрета на участие муниципальных образований в проектах ГЧП. Большинство остальных поправок носят уточняющий характер и позволяют сторонам без рисков реализовывать проекты ГЧП в сфере ИТ.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

[2] Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года № 2129-р.

[3] Здесь и далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[4] Здесь и далее – Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

[5] Здесь и далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 № 2403 «О повышении эффективности учета и использования программ для электронных вычислительных машин и баз данных, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».