Донастройка законодательства: что поможет привлечь инвестиции в коммунальную отрасль

Павел Склянчук



Часто бизнес, заинтересованный в реализации концессионных проектов, сталкивается с проблемами еще на этапе конкурса. Одна из причин этого – нечеткость соответствующих законов. О том, какие поправки в концессионное законодательство помогут защитить права инвесторов в коммунальных проектах, рассказал эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук при участии аспирантов Томского государственного университета Елены Гутовой и Алексея Кошевого.

Одна из задач федерального закона о концессионных соглашениях - устранение дефицита инвестиций в социально значимых инфраструктурных объектах жилищно-коммунальной сферы. Органы власти ведут учет только заключенных концессий. Но сколько инвесторов так и не смогли заключить соглашение? К сожалению, их достаточно много. Кроме того, заключение концессионного соглашения в порядке частной инициативы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры зачастую сталкивается с противодействием органов муниципальной власти, а именно отменой конкурсов в одностороннем порядке.

Действующий закон о концессионных соглашениях содержит специальную главу, посвященную гарантиям прав и законных интересов концессионеров. Однако эти положения носят исключительно фрагментарный характер, что не позволяет полноценно использовать их при разрешении конкретных ситуаций, связанных с заключением и исполнением соглашений.

В частности, отмена конкурса оформляется постановлением исполнительного органа соответствующей территории с формулировкой «в связи с передачей имущества в муниципальные унитарные предприятия соответствующих территорий». Однако это идет вразрез с антимонопольным регулированием в жилищно-коммунальной сфере, а также с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым предусмотрено сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями.

Инвесторы вынуждены доказывать нарушение своих законных прав и интересов в судах. При этом в российской судебной практике пока нет прецедентов по дисквалификации должностных лиц за принятие локальных актов, которые противоречат нормам концессионного законодательства и указам президента.

Чтобы исключить возможность органам власти действовать на свое усмотрение при принятии решений по концессионным соглашениям, необходимо донастроить федеральный закон «О концессионных соглашениях», в частности:

  • Статью 18 115-ФЗ необходимо конкретизировать нормой о разумности минимального срока действия соглашения, которая позволит обеспечить возвратность в рамках реализации концессионного соглашения собственных инвестиционных вложений и финансовых затрат.
  • В статье 27 № 115-ФЗ установить запрет на отмену открытого конкурса при наличии хотя бы одной зарегистрированной конкурсной заявки, оформленной в соответствии с требованиями конкурсной документации. Это исключит возможность собственного толкования закона в вопросах организации открытого конкурса, а также возможность односторонней отмены открытого конкурса.
  • В части 6 статьи 29 115-ФЗ конкретизировать обязательные действия уполномоченных органов при вскрытии конверта с единственной заявкой на участие в открытом конкурсе. Исключить возможность свободного толкования фразы «вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие», заменив ее на формулировку - «обязан вскрыть конверт с единственной заявкой на участие».

Таким образом, принятие данных изменений позволит, на наш взгляд, устранить правовые коллизии при исполнении федерального закона «О концессионных соглашениях», что в свою очередь будет способствовать развитию института инвестиций в экономически неблагополучной сфере жилищно-коммунального хозяйства.