Дорожно-строительные компании создают цифровую платформу для контроля за стройками

Источник фото: pixabay.com


ДСК «Автобан» и «Дороги и мосты» («ДиМ», входит в холдинг «Нацпроектстрой») разрабатывают IT-платформу для объединения комплекса задач – от проектирования до надзора – в сфере дорожного строительства. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «Автобан Digital» Евгений Коршунов и подтвердил представитель «ДиМ». Платформа получила название «Преон».

Как отметил Коршунов, расхождения в проектной и рабочей документации возникают при строительстве любого крупного объекта, из-за них снижается скорость работы, начинается перепроектирование, которое требует повторного прохождения госэкспертизы. Все это приводит к простоям, а затем – к форсированию строительных работ, чтобы нагнать график. И то и другое очень дорого обходится заказчикам проекта, указывает представитель «ДиМ». По его словам, отраслевая IT-платформа позволит управлять этими рисками.

На начальном этапе разработка будет сосредоточена только на новых объектах дорожного строительства, позднее планируется распространить ее действие на другие сферы инфраструктурного строительства, уточнил Коршунов. Внедрение платформы в эксплуатацию дорожных сооружений – более отдаленная перспектива, но это позволит мониторить состояние объекта и сроки выполнения работ по его обслуживанию в срок, добавляет представитель «ДиМ».

Стоимость создания платформы на основе BIM-технологий Коршунов оценил в диапазоне 1–1,5 млрд руб., распределение долей между компаниями пока не проводилось. Под проект планируется привлечь гранты и субсидии государства по линии Минэкономразвития, добавил он.

В Минэкономразвития данных обращений не поступало, сказал «Ведомостям» представитель министерства.

В качестве технологического партнера к проекту привлечена компания «Айбим», которая занимается консалтингом и технологиями цифровизации в строительстве.

К платформе планируется подключать другие строительные компании, в том числе малые, которые сами не потянут цифровизацию бизнеса, отметил Коршунов. Также участниками платформы должны стать проектные организации и государственные институты в сфере дорожного строительства – Минтранс, Минстрой, ФАУ «Главгосэкспертиза», Росавтодор, госкомпания «Автодор». Участие для проектных и подрядных организаций будет платным, представители госинститутов получат доступ к ресурсу безвозмездно, добавил топ-менеджер.

Росавтодор готов рассмотреть возможности использования платформы на бесплатных федеральных трассах после завершения разработки и тестирования, сказал «Ведомостям» представитель дорожного агентства, добавив, что говорить что-либо конкретное на эту тему пока преждевременно.

Запуск отраслевой платформы намечен на конец 2022 г., ее обкатка должна состояться на проекте строительства новой скоростной платной автотрассы от Москвы до Казани. По словам Коршунова, в первую очередь будут запущены модули, связанные с проектированием и интеграцией с Главгосэкспертизой. Затем – блоки, связанные с управлением графиком строительства и ресурсами.

Отдельный модуль будет посвящен землеотводу и переносу коммуникаций, отмечает топ-менеджер. «Это одна из самых больших проблем для нас. Строителям нужно планировать свои ресурсы, исходя из доступных для застройки участков, чтобы выработка по объекту была выше. Когда есть проблемы в этой части, мы начинаем перепрыгивать с участка на участок, перекидывая строителей и технику», – рассказывает он.