Начальник управления нормотворчества ПАО «Квадра» Антон Чертов рассказал о мерах, которые могут быть предприняты для сокращения рисков в ГЧП-проектах в сфере ЖКХ.

В сфере ЖКХ концессионеры также уязвимы в части рисков сокращения выручки и роста стоимости проектов, которые ранее были обозначены в аналитике Центра ГЧП. Это связано как с высокой долей поступлений в проектах за счет платы потребителей, так и со значительным объемом иностранного оборудования и материалов, которые используются при реализации.

Наиболее простым решением для таких проектов был бы перенос сроков создания и реконструкции объектов путем изменения условий концессионных соглашений, а также дополнительная поддержка концессионера в обслуживании банковских кредитов.

С учетом того, что большинство концессионных соглашений в сфере ЖКХ были заключены после 2013 года, основным препятствием для изменения условий концессии по соглашению сторон является необходимость предварительного согласования с антимонопольными органами. При этом Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (Правила №368) содержат неоправданно короткий перечень оснований для согласования таких изменений.

Чтобы сохранить реализуемые концессионные соглашения и обеспечить их гибкость в дальнейшем, предлагается в целом исключить такое предварительное согласование, ограничившись только государственным надзором в соответствующей сфере, либо можно сделать обязательным согласование только существенных условий соглашения, которые отнесены в законе к критериям конкурса.

В качестве оперативной меры необходимо в кратчайшие сроки внести изменения в Правила № 368, предусмотрев в них ряд оснований для согласования антимонопольным органом изменений:

  • снижение курса рубля более чем на 15% в течение определенного периода времени (например, квартала);
  • вступление в силу правовых актов иностранных государств, которые будут препятствовать (в том числе временно) исполнению обязательств по концессиям или приведут к ухудшению положения концессионеров;
  • снижение собираемости платежей по независящим от концессионера причинам.

Кроме того, в Правилах №368 необходимо изменить основания для отказа в согласовании изменений. Сейчас в согласовании может быть отказано, если после внесения изменений плановые показатели деятельности концессионера ухудшатся.  Вместо этого необходимо предусмотреть возможность такого ухудшения только в течение срока действия концессионного соглашения, но не принимать во внимание ухудшение плановых показателей, установленных на последний год действия соглашения.

Оставить свой комментарий Прокомментировать
Все комментарии (0)
Вернуться наверх страницы