Эксперты подсчитали потребность инвестиций для замены сетей водоснабжения в России

Источник фото: pixabay.com


Потребность в инвестициях для замены водопроводных сетей в целом по России достигает почти 3,2 трлн рублей, канализационных - 638 млрд рублей, говорится в исследовании фонда «Институт экономики города», который имеется в распоряжении ТАСС.

Ранее глава Минстроя России Ирек Файзуллин сообщал, что, по предварительным данным ведомства, в замене нуждается 43,5% сетей водоснабжения при фактической замене 1,1% или 6,2 тыс. км. Общая протяженность водопроводных сетей достигает 584 тыс. км, а доля потерь водоснабжения - примерно 22,9%.

Эксперты фонда подсчитали, что потребность в инвестициях для замены водопроводных сетей достигает примерно 731% от расходов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, а канализационных сетей - 146%, если сравнивать с расходами таких предприятий по данным Росстата за 2019 год. В расчетах говорится, что в 2019 году общая сумма расходов таких предприятий составила 436,7 млрд рублей при доходах в 425,9 млрд рублей.

В исследовании отмечается, что предприятия водопроводно-канализационного хозяйства в России в основном убыточны по основным видам деятельности и их расходы на операционную деятельность и модернизацию инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения несопоставимо ниже необходимых инвестиций в модернизацию инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения.

Эксперты фонда оценили возможность использования механизма инфраструктурных облигаций для замены водопроводных сетей. Для тестовых расчетов в фонде выбрали Екатеринбург.

В исследовании говорится, что темп роста тарифов на воду в Свердловской области в 2018-2021 годах опережал предельный индекс платы за все коммунальные услуги в 5,4%, что связано с большими потребностями этого сектора в финансировании при относительно более низких тарифах при сравнении с другими коммунальными секторами. Кроме того, МУП «Водоканал» в Екатеринбурге не позволяет удовлетворить все потребности города в развитии инфраструктуры водоснабжения и водоотведения при достаточно высоком уровне выручки предприятия и высоком потенциале окупаемости таких инвестиций в экономике города.

По расчетам фонда, при объеме эмиссии инфраструктурных облигаций от 10 млрд до 20 млрд рублей и увеличении тарифов на водоснабжение и водоотведение не выше установленных предельных индексов дополнительная тарифная выручка может составить от 1,3 млрд до 2,9 млрд рублей в год в зависимости от уровня роста тарифов и бюджетного софинансирования на погашение облигаций.

Эксперты пришли к выводу о целесообразности использования механизма инфраструктурных облигаций для развития водопроводного сектора. В то же время, говорится в исследовании, есть несколько ограничений для развития этого рынка, среди которых избыточная централизация тарифного регулирования, низкая бюджетная обеспеченность при высокой долговой нагрузке бюджетов муниципалитетов и регионов, низкая кредитоспособность предприятий водоснабжения и водоотведения, а также высокая доля бюджетных расходов на предоставления неадресной поддержи потребителям ЖКУ.

В фонде считают, что снять подобные ограничения позволят частичная децентрализация тарифного регулирования хотя бы в части определения тарифов на присоединения к сетям для застройщиков, передача налога на имущество организаций с регионального на муниципальный уровень, предоставление гарантий федерального бюджета по инфраструктурным облигациям и сокращение доли расходов бюджетов на предоставление неадресной поддержи потребителям ЖКУ при увеличении доли адресной поддержки.