ГЧП в спорте: новая реальность

Илья Нестеров



Экономическая и геополитическая обстановка, в том числе санкционное давление, предъявляют повышенные требования к реализации проектов ГЧП в сфере спорта. Среди основных проблем – удорожание стройматериалов и технологического оборудования, а также увеличение стоимости заемного финансирования. Эксперт платформы РОСИНФРА Илья Нестеров* рассказал об основных управленческих решениях и мерах поддержки, которые помогут инвесторам запускать проекты по созданию спортивных объектов в текущих условиях. 

Несмотря на существующую обстановку, задачи увеличения продолжительности жизни, снижения уровня заболеваемости и смертности работоспособного населения России, включая требования и планы по реализации национальных проектов в сфере спорта, сохраняют свою силу и значение. Решению указанных задач способствует, прежде всего, развитие инфраструктуры массового спорта в регионах. При этом применение механизмов ГЧП позволяет существенно ускорить такое развитие, снижая уровень одномоментной финансовой нагрузки на региональные бюджеты и привлекая компетенции частных партнеров в спортивную отрасль.

В числе ключевых проблем, с которыми сейчас сталкиваются участники проектов, можно отметить ускоренное удорожание строительства спортивных объектов и их оборудования, а также резкое увеличение стоимости заемного финансирования. При этом специфика механизмов ГЧП предполагает значительный объем такого финансирования. Указанные проблемы влекут необходимость поиска дополнительных проектных решений и форм поддержки проектов, а также повышения уровня подготовки проектов, как со стороны частных партнеров, так и публичных образований. 

В целях минимизации последствий негативных явлений, включая оптимизацию проектных расходов, частным партнером (концессионером) могут быть рассмотрены следующие коммерческие и управленческие проектные решения:

  • тщательный выбор локации (земельного участка) для размещения объекта, включая его окружение объектами жилой и коммерческой застройки, а также транспортную обеспеченность локации;
  • отказ от единичных объектов в пользу сетевого бизнеса;
  • внедрение элементов искусственного интеллекта, цифровизация и автоматизация процессов;
  • отказ от коммерческой аренды помещений в пользу собственных объектов;
  • совмещение спортивных, оздоровительных и досуговых услуг в рамках проекта (объекта);
  • работа со стандартными для финансирующих организаций проектными решениями, в том числе франшизами;
  • использование существующих выездных ограничений для предложения населению местных спортивных, оздоровительных и досуговых услуг;
  • отказ от «премиальных» объектов в пользу объектов меньшей стоимости и с меньшими сроками создания при сохранении достаточного уровня качества оказания спортивных и сопутствующих услуг;
  • обеспечение равномерной (постоянной) загрузки объекта (минимизация простоев в рамках суток);
  • сезонная трансформация объекта (исключение сезонных простоев);
  • охват спортивной услугой объекта всех категорий населения, включая предложение оздоровительных процедур для старших поколений и интернет-сервисов для молодежи;
  • выбор для оснащения объекта продукции российского производства, в том числе спортивного инвентаря и оборудования;
  • выбор в пользу многофункциональных спортивных комплексов;
  • учет местных культурных и исторических особенностей спроса и предпочтений населения в отношении самого объекта, а также спортивных и сопутствующих услуг.

Также частным партнером (концессионером) могут быть использованы механизмы поддержки, преимущества и льготы, предоставляемые публичным партнером (концедентом), например:  

  • предоставление частному партнеру (концессионеру) земельного участка без торгов под размещение спортивного объекта с применением пониженной ставки арендной платы;
  • возмещение частному партнеру (концессионеру) части расходов на создание, эксплуатацию спортивного объекта (капитальные и операционные гранты);
  • плата концедента;
  • предоставление частному партнеру (концессионеру) компенсаций при прекращении соглашений, а также при наступлении «особых» обстоятельств;
  • гарантии минимальной доходности, а также иные гарантии прав частного партнера (концессионера), предоставляемые в соответствии с профильным законодательством.

Вышеуказанные профильные меры поддержки также могут быть дополнены региональными и иными льготами, включая субсидирование процентных ставок по кредитам, налоговые преференции.

Бизнес-спринт

Дополнительно в целях достижения показателей госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта» в декабре 2021 года был утвержден федеральный проект «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)», предполагающий софинансирование из федерального бюджета расходных обязательств регионов, возникающих при реализации мероприятий по созданию (реконструкции) объектов спортивной инфраструктуры на основании соглашений о ГЧП/МЧП или концессионных соглашений. Фактически, данный проект может рассматриваться в качестве самостоятельного механизма государственной поддержки проектов ГЧП в сфере спорта.

При этом, с экспертной точки зрения, идеология проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» характеризуется рядом особенностей, обусловленных, в том числе задачами госпрограммы, а именно:

  • предоставление спортивных услуг с использованием объекта не только в формате клубов или профессиональным спортивным командам, а напрямую населению (массовость);
  • ориентация на обеспечение шаговой доступности спортивной услуги населению в жилых районах;
  • ориентация на поддержку коммерчески эффективных проектов;
  • ориентация на поддержку относительно недорогих и быстровозводимых спортивных объектов.  

Формальные правила софинансирования утверждены в рамках приложения к госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта». Согласно документу, проект должен соответствовать следующим требованиям:

  • соответствовать нормам, установленным Законом о концессионных соглашениях или Законом о ГЧП/МЧП;
  • срок реализации проекта должен составлять не менее 5 лет с даты заключения концессионного соглашения или соглашения о ГЧП/МЧП, в том числе не более 3 лет на создание (реконструкцию) объекта;
  • на создаваемом (реконструируемом) объекте спортивной инфраструктуры должно быть обеспечено 24-часовое онлайн-видеонаблюдение за ходом работ с трансляцией в интернет.

Согласно информации на сайте Минспорта России, в настоящее время министерством утвержден приказ от 22 марта 2022 г. № 218 «Об утверждении порядка проведения отбора проектов, на реализацию которых предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование создания (реконструкции) объектов спортивной инфраструктуры массового спорта на основании соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве и концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)», который находится на регистрации в Минюсте России.

Заявочная кампания для участия в отборе проектов состоится ориентировочно в конце мая текущего года, а отбор проектов и распределение субсидий будет осуществлено к 26 августа, соответственно. Точные сроки проведения отбора будут опубликованы в извещении на сайте министерства.

Заключение

Таким образом, сбалансированное сочетание инвестиционных решений частных партнеров (инвесторов) при структурировании проектов ГЧП и всесторонних мер государственной поддержки таких проектов призвано поддержать инвестиционный цикл в сфере спорта (развития спортивной инфраструктуры), в том числе для достижения целей национальных проектов в условиях значительных санкционных рисков. При этом необходимо отметить, что перспективы увеличения темпов развития национальной спортивной инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов ГЧП, во многом будут определяться сроками адаптации российской экономики к изменившимся условиям, импортозамещения, последовательностью и системностью применения государством мер поддержки отрасли.

*Мнение, высказанное в настоящем документе, является исключительно экспертным мнением автора и не отражает официальную позицию какой-либо организации.