ХМАО-Югра: Новый взгляд на инвестиционные соглашения

Татьяна Низова

Фонд развития Югры



В ХМАО-Югре с 2020 года внедряется «обновленный» институт инвестиционных соглашений, условия которых позволяют защитить права инвесторов путем предоставления государственной, финансовой поддержки, стабилизации условий соглашений и упрощенной, инициативной формы заключения соглашения. Заместитель руководителя Центра ГЧП Фонда развития Югры Татьяна Низова рассказала подробнее о применении инвестиционного инструмента, мерах поддержки и будущих проектах.

Российской практике реализации проектов по инвестиционным соглашениям федерального, регионального и местного уровней уже более 20 лет. Тем не менее большинство инвесторов сходятся во мнении, что инвестиционные соглашения как форма взаимоотношений с публичной стороной не гарантируют защиту законных прав и экономических интересов инвесторов ввиду риска невозврата вложенных в проект инвестиций, что особенно характерно для проектов с длинным сроком окупаемости.

Такой запрос бизнеса обозначен в Стратегии социально-экономического развития Ханты-мансийского автономного округа до 2030 года, в которой ключевым направлением определено развитие и повышение качества регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности, а также повышение эффективности работы специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

В июне 2020 года Югра одним из первых регионов в России приняла окружной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений» № 59-оз, по сути, начав внедрять «обновленный» институт инвестиционных соглашений. Он комплексно регулирует отношения по предоставлению государственной поддержки для ведения инвестиционной деятельности: проектные инвестиционные режимы, называет виды инвестиционных соглашений, определяет их содержание, обозначает гарантии прав инвесторов, в том числе на получение государственной и иной финансовой поддержки. Таким образом, бизнесу сформулированы «инвестиционные правила игры» при запуске и воплощении в жизнь инвестиционных проектов в автономном округе.

Один из предлагаемых инвесторам вариантов реализации проектов - возможность заключить соглашение о реализации инвестиционного проекта с публичной стороной. В рамках таких соглашений инвестору предоставляется широкий спектр мер поддержки, а именно: налоговые льготы и преференции, предоставление земельного участка без торгов, субсидии, бюджетное финансирование создания транспортной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, в автономном округе предусмотрена финансовая поддержка проектов за счет средств Фонда развития Югры, являющегося специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

Для практической реализации закона Правительство автономного округа разработало порядок взаимодействия органов власти при принятии решений о возможности заключения соглашений, мониторинга хода реализации проектов и их расторжения (Постановление Правительства ХМАО - Югры от 22.09.2020 № 410-п), а также формы и правила предоставления инвесторам финансовой поддержки за счет средств специализированной организации (Постановление Правительства ХМАО - Югры от 02.11.2017 N 435-п).

Для заключения соглашения инвестиционный проект должен отвечать ряду критериев. Основные требования: реализация проекта в сфере экономики (кроме игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, оптовой, розничной торговли, строительства административно-деловых центров, торговых центров, деятельности финансовых организаций поднадзорных ЦБ РФ), иметь объем капитальных вложений на пятый год реализации в размере не менее 300 млн рублей, чистый приведенный доход по проекту – более нуля, созданные рабочие места за 10 лет – не менее 30. Планируемые налоговые поступления и иные платежи в консолидированный бюджет округа за 10 лет по проекту должны превышать размер планируемых расходов бюджета на проект (кроме проектов в сферах производства сельскохозяйственной продукции по постановлению Правительства РФ от 25.07.2006 № 458). При этом размер расходов бюджета не должен превышать 50 % от объема капитальных вложений по проекту.

Таким образом, запуск и реализация инвестиционных проектов по механизму соглашений о реализации инвестиционных проектов представляет собой «возвратное» налоговое финансирование, при котором бюджет расплачивается с частной стороной, инвестировавшей в инфраструктуру будущими налоговыми доходами от реализации проекта (модель TIF). Преимуществом соглашений является альтернативная возможность их заключения: либо по инициативе органов государственной власти в рамках объявленного конкурса (аналог частной концессионной инициативы), либо по инициативе инвестора. При этом инициативный способ сводится к направлению инвестором предложения о заключении соглашения и проекта соглашения на рассмотрение в органы государственной власти в установленном порядке. После согласования условий вся документация по проекту на срок 30 рабочих дней размещается на публичном информационном ресурсе для того, чтобы другие претенденты, отвечающие требованиям, в течение этого времени смогли выразить готовность реализовать проект на предложенных условиях. При этом претендентам необходимо подтвердить наличие собственных средств не менее 5 % от объема планируемых инвестиций по проекту.

Соглашения о реализации инвестиционного проекта могут быть как двусторонние, так и трехсторонние с участием специализированной организации - Фонда развития Югры. Со своей стороны, Фонд может предоставить инвестору финансовую поддержку на возмещение части затрат по созданию, реконструкции (модернизации) объектов транспортной, инженерной, цифровой инфраструктуры и на возмещение части затрат на оснащение объектов инфраструктуры технологическим оборудованием, специализированной техникой и транспортом.

Первым проектом в рамках реализации вышеназванного закона стало создание производства отечественных белковых компонентов - основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до 6 месяцев. Инициатором проекта стала компания «Победа-1» (ГК «Молочный кит»), которая планирует вложить в него 500 млн рублей заемных и 700 млн рублей собственных средств, часть которых будет компенсирована из регионального бюджета. Общий объем финансирования проекта составит 1,5 млрд рублей. Кроме того, проект был поддержан правительством РФ: на его реализацию из федерального бюджета будет выделено 300 млн рублей.

В целом, механизм соглашений о реализации инвестиционных проектов вызывает интерес у инвесторов. Учитывая специфику региона, тенденции сокращения нефтедобычи и подверженность экономики структурному риску и возможному спаду, данный механизм будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Югры, возможности реализации в округе крупных капиталоемких проектов и решению задачи обеспечения достаточной диверсификации экономики региона.

Так, уже сейчас на рассмотрении правительства автономного округа находится еще один крупный запрос - объект железнодорожной транспортной инфраструктуры с объемом инвестиций более 3,4 млрд рублей. Еще несколько проектов находятся в настоящее время в стадии разработки.