Одной из экономических жертв пандемии могут стать инфраструктурные проекты – многие из них могут быть поставлены на паузу. Сокращение расходов за счет инфраструктуры выглядит логично: зачем затевать очередной мегапроект, окупаемость которого растянется на долгие годы, если его можно перенести на более благоприятный период, а средства направить на латание дыр в бюджете? Тем более что не только коронавирус, но и сильнейшее падение цен на нефть нанесло удар по государственным доходам. По прогнозу Минфина, дефицит бюджета в 2020 г. составит около 4% ВВП, эксперты говорят и о 7%. Спад будет сопровождаться ростом безработицы, инфляции и банкротств малых и средних предприятий, снижением реальных доходов населения.

Не сокращать, а увеличивать

Зарубежный опыт показывает, что есть более эффективные методы, чем сокращение расходов на инфраструктуру. Крупные страны и в прошлом, и сейчас в борьбе с кризисом делают ставку именно на ускоренное развитие общественной инфраструктуры – как за счет бюджета, так и за счет частных инвестиций. Для получения дополнительных финансовых ресурсов нередко наращивается госдолг, распаковываются резервы, привлекаются средства бизнеса на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). И это, как показывает практика, не только не ухудшает состояние экономики, а, наоборот, помогает быстрее перейти от спада к росту.

В ответ на мировой кризис 2008 г. Китай выделил $586 млрд (или 12% от ВВП) на развитие транспортной инфраструктуры и проекты в ЖКХ, экологии и энергетике. Это позволило уже в 2009 г. вернуться к росту ВВП почти в 9%. Индия в 2008 г. привлекла более $13 млрд с помощью государственных облигаций и кредитов международных финансовых организаций и направила эти средства на льготное кредитование инфраструктурных проектов и субсидирование процентных ставок кредитов для ГЧП. Принятые меры позволили индийской экономике в 2010/11 финансовом году достичь роста ВВП также почти в 9%.

И сейчас некоторые страны решили подобным же образом преодолевать и последствия пандемического кризиса. Китай до конца года направит 7,6 трлн юаней (или свыше $1 трлн) из бюджета на поддержку инфраструктурных проектов; Бразилия более чем на $5 млрд поддержит проекты в транспортной сфере; президент США Дональд Трамп готов влить дополнительные $2 трлн только в инфраструктуру. 

Не останавливать, а ускорять

Власти России тоже все больше приходят к осознанию, что в кризис стройки нужно продолжать. В расчете на то, что строительная отрасль станет стимулом для экономики. В основном, правда, речь пока идет о рынке жилья, он и более социально чувствительный, и эффективнее экономически, если мерить на короткой дистанции. Но и заявления в поддержку инфраструктурных строек с долгосрочным мультипликативным эффектом тоже звучат. Министр транспорта Евгений Дитрих попросил президента перенести с 2021 на 2020 г. выделение 30,5 млрд руб. из фонда национального благосостояния на модернизацию БАМа и Транссиба. Не прекращать крупные инфраструктурные проекты потребовал и сам президент: это прочный задел для экономики и ее будущего роста.

Значит, власти не только собираются продолжать развитие инфраструктуры, но и даже планируют его ускорить. А ускорять предполагается не только за счет средств, заложенных в бюджет на 2021–2022 гг., но и за счет внебюджетных инвестиций, говорил в конце апреля вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью РБК-ТВ. 

Нацпроектам не хватает частников

Правда, пока дополнительных мер для привлечения инвестиций в инфраструктуру не принято, а это могло бы стать чуть ли не главным пунктом антикризисной программы правительства. Чтобы действительно стимулировать инвесторов вкладываться в долгие инфраструктурные проекты, не помогут быстрые решения вроде отсрочки уплаты налогов, субсидирования кредитной ставки, регуляторных гарантий. Все эти меры стимулируют участие в изначально рентабельных инвестиционных проектах, в то время как большинство инфраструктурных проектов – платные дороги, объекты социальной сферы – сложно окупаются даже в условиях роста экономики и доходов населения, что уж говорить о кризисных временах.

Нужны фундаментальные меры поддержки – софинансирование со стороны государства, гарантии загрузки, долгосрочное проектное финансирование. Нужны и системные изменения, которые повысили бы доверие инвестора к государству. Потребуются концептуальный пересмотр всей системы бюджетного планирования и переориентирование части национальных проектов на привлечение частных инвестиций на возвратной основе, т. е. изменение правил игры с учетом нынешних реалий. Сейчас в большинстве национальных проектов расходы идут через классический госзаказ, хотя вполне можно было бы организовать государственно-частное партнерство.

Здоровые примеры

В федеральном проекте «Борьба с онкологическими заболеваниями» (входит в национальный проект «Здравоохранение») предусмотрено почти 89 млрд руб. на межбюджетные трансферты регионам – на переоснащение онкоцентров. Закупать медицинское оборудование регионы могут только по процедуре госзаказа. Но в России уже есть успешные примеры, когда поставки такого оборудования и реконструкция медицинских учреждений осуществляются за счет бизнеса, который за это получает право использовать имущество, определенные гарантии его загрузки или частичный возврат вложенных средств. И это только один из примеров, когда ГЧП позволяет выполнить проект, сохранить право собственности за государством и обеспечить население качественными услугами. 

В среднем в проектах ГЧП на 1 руб. вложенных бюджетных средств приходится 3 руб. частных. По данным платформы «РОСИНФРА», сейчас в России действует более 3700 концессий и проектов ГЧП с общими инвестициями около 4,5 трлн руб., из них 3,2 трлн – деньги бизнеса. Изменение правил использования бюджетных средств с приоритетом ГЧП только в случае указанного выше проекта мероприятия из нацпроекта «Здравоохранение» позволит запустить единовременно бОльшее количество проектов и привлечь в систему здравоохранения дополнительно до 180 млрд руб. внебюджетных ресурсов, не увеличивая нагрузки на бюджет.

Стимул для экономики

Изменение структуры нацпроектов за счет увеличения в них доли внебюджетных средств и включения возможностей ГЧП позволит разогреть экономику страны и не отказываться от запланированных проектов, а также стимулировать появление новых. Мощностей у строительных компаний и ликвидности у финансирующих организаций достаточно, поэтому государство, предлагающее проекты ГЧП и берущее на себя обязательства поддержать их, может стать спасательным кругом для различных бизнесов. Это не банковский кризис, это новая реальность, в которой без каких-то гарантий и мер со стороны властей инвесторы не пойдут в новые проекты. А каждый новый инфраструктурный проект – это рабочие места, в том числе и в смежных областях, заказы и долгосрочная загрузка бизнеса, улучшение качества жизни людей на местах. Если же проекты будут перенесены или заморожены, ничего этого экономика не получит.

Генеральный директор Национального Центра ГЧП Павел Селезнев

Оставить свой комментарий Прокомментировать
Все комментарии (0)
Вернуться наверх страницы