Иностранным инвесторам не хватает определенности

Владимир Килинкаров

Юридическая фирма Dentons



В рамках Российской недели ГЧП международная юридическая фирма Dentons и АО «ИнфраВЭБ» провели практическую сессию с участием экспертов строительной, финансовой, энергетической и мусороперерабатывающей отраслей, чтобы обсудить возможности для привлечения иностранных инвестиций в инфраструктуру, а также с какими сложностями сталкиваются инвесторы из-за рубежа при работе на российском рынке, и какое влияние пандемия оказала на эти процессы. Модераторы дискуссии, руководитель российской практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров и старший управляющий директор АО «ИнфраВЭБ» Елена Степанова обозначили основные тезисы прошедшего обсуждения. 

Пандемия коронавируса внесла неопределенность на настроения иностранных инвесторов и сместила фокус инвестиций. Как отметил в ходе своего выступления старший вице-президент РФПИ Руслан Сегеда, сейчас на первый план выходят проекты, направленные на улучшение здоровья, на защиту человеческого капитала, цифровизацию, создание вакцины против коронавируса и тестов на коронавирус. При этом он подчеркнул, что несмотря на все изменения, именно инвестиции в инфраструктуру остаются одним из основных путей выхода из кризиса, и интерес зарубежных инвесторов к данному направлению не снизилось.

При этом со своей стороны Минэкономразвития России предпринимает меры для улучшения инвестиционного климата. Так, по данным министерства, размер прямых иностранных инвестиций в Россию в 2019 году составил $32 млрд, что поставило нашу страну на 9 место в рейтинге наиболее привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы и на 28 место в рейтинге Doing Business за 2020 год. 

Dentons и ВЭБ.РФ провели исследование, в рамках которого были опрошены китайские компании, участвующие в инвестиционных проектах в России, на предмет того, с какими барьерами, рисками и ограничениями они сталкиваются в работе. По результатам выяснилось, что наиболее интересными для китайских партнеров формами участия в российских проектах являются прямое участие в уставном капитале российской проектной компании, строительство объектов по моделям EPC или генерального подряда, импорт оборудования и материалов в Россию и экспорт продукции из России в Китай, в меньшей степени кредитование проектов китайскими банками и ГЧП с участием китайских инвесторов. Ключевыми препятствиями, которые усложняют прямые инвестиции в капитал, все еще остаются административные и регуляторные барьеры, а также рыночные (страновые) риски, следует из исследования. 

Присутствующие на сессии представители иностранных компаний в числе основных барьеров назвали высокую неопределенность: бизнес не всегда уверен, что его инвестиции в подготовку проекта окупятся, что сам проект будет одобрен правительством и на него будут выделены бюджетные средства. Также инвесторам необходимы гарантии регуляторной стабильности, возможность хэджировать валютные риски, санкции.  

По итогам дискуссии эксперты высказали единое мнение - России нужны иностранные инвестиции в инфраструктуру, они несут в себе высокий финансовый и технологический потенциал. Однако государство должно проводить более последовательную политику в отношении иностранных и, в целом, частных инвестиций в инфраструктуру. По мнению большинства собравшихся, государство в этом направлении делает недостаточно и зачастую принимает неконструктивные решения. Нам же, напротив, нужен комплексный подход в последовательном решении проблем и устранении вышеуказанных барьеров. Подводя итоги, можно выделить ключевые барьеры для иностранных инвестиций в российскую инфраструктуру: 

  • Отсутствие гарантий возврата инвестиций в подготовку проектов, политическая нестабильность, отсутствие преемственности власти. Необходимо ввести компенсацию расходов на подготовку проекта ГЧП за счет победителя конкурса в случае его проведения
  • Необходимо улучшить скорость и качество подготовки проектов. Возможно расширение мандатов ВЭБ.РФ и РФПИ.  
  • Непрозрачность в принятии решений о бюджетной поддержке проектов на федеральном уровне. Нет гарантий своевременного запуска проектов. Нужен ежегодный план финансирования и реализации инфраструктурных проектов.
  • Регуляторная нестабильность. Введение новых регуляторных барьеров. 
  • Инертность чиновников в регионах.
  • Валютные риски. Нужно создавать хэдж-фонды или долгосрочные программы хэджирования валютных рисков (например, двусторонние).  
  • Низкий уровень культуры ведения бизнеса в ряде отраслей (например, мусоропереработка).