Инвестиции в городскую среду: как механизмы ГЧП помогают развивать общественные пространства

Владимир Игнатьев



Строительство и реконструкция парков, скверов, набережных и иных общественных пространств долгое время финансировались исключительно из местных бюджетов, что не могло не сказаться на качестве такой инфраструктуры. Однако все больше городов понимают, что бизнес можно привлекать не только в роли исполнителя работ, но и равноправного партнера, оператора таких объектов. Адвокат, руководитель представительства Национальной ассоциации инвесторов инфраструктурных проектов в Приморском крае Владимир Игнатьев рассказал о специфике использования механизмов ГЧП для развития общественных городских пространств.

На сегодняшний день несколько госпрограмм в нацпроекте «Жилье и городская среда» предусматривают выделение бюджетных средств на благоустройство общественных пространств. Напомним, что, согласно нацпроекту, к 2030 году качество городской среды должно быть улучшено в 1,5 раза, средний индекс качества городской среды должен вырасти на 30%, а количество городов с неблагоприятной средой сократиться в 2 раза.

Для выполнения задач и мероприятий нацпроекта могут быть использованы механизмы государственно-частного партнерства. Минстрой официально рекомендует комплексные проекты благоустройства территорий муниципального образования осуществлять с привлечением внебюджетных источников финансирования, в том числе на принципах ГЧП[1].

Практика реализации концессионных проектов в сфере благоустройства

Проекты в сфере благоустройства общественных пространств представляют собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий в муниципальных образованиях.

К объектам благоустройства, согласно Градостроительному кодексу РФ, относятся:

  • декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;
  • элементы озеленения;
  • различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений;
  • малые архитектурные формы;
  • некапитальные нестационарные строения и сооружения;
  • информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

На текущий момент в России реализуется порядка 15 концессионных соглашений по развитию общественных пространств в субъектах. Это создание объекта, используемого для организации отдыха граждан и туризма, – «Центральный парк культуры и отдыха» в Волгограде (800 млн руб.); проектирование, строительство, эксплуатация выставочного павильона и пяти павильонов-кафе, а также благоустройство прилегающих к ним территорий по ул. Береговая в Ростове-на-Дону (422 млн руб.), создание парка культуры и отдыха в Сургуте (194,5 млн руб.), парк отдыха на набережной в Улан-Удэ (объем инвестиций 150 млн руб.) и многие другие примеры по всей стране.

По итогам анализа выбранных проектов можно обозначить тенденцию о преобладании использования механизма ГЧП для создания или реконструкции парков культуры и отдыха - 67% от общего числа исследуемых проектов. В число общественных пространств, которые создаются или реконструируются с помощью механизма ГЧП, также входят набережные (13% от проанализированных объектов), а также скверы (6,7%). Таким образом, большая доля проектов по благоустройству общественных пространств приходится на объекты для организации отдыха граждан на открытой территории.

Также необходимо отметить особенность исследуемых проектов: объектами таких концессионных соглашений являются совокупности объектов - множество объектов, которые необходимы для реализации цели концессионного соглашения. Например, в отношении парка, набережной, сквера осуществляется кадастровый учет объекта в целом, а не отдельных объектов, которые расположены на земельном участке. Если рассматривать концессионные соглашения в иных сферах, то их объектом являются объекты капитального строительства, при этом концессионеру может передаваться иное имущество, находящееся в собственности концедента, которое необходимо для осуществления концессионной деятельности. На стороне концедента в таких проектах выступает уполномоченный орган муниципального образования.

Актуальным для жителей Владивостока является проект по реконструкции городского парка «Минный городок». Общий объем затрат по проекту составляет 4,753 млрд руб., из которых общий объем бюджетных инвестиций – 3,128 млрд руб., а частных – 435 млн. Для финансирования проекта концессионеру был предоставлен заем под 3% годовых на 15 лет.

Самым капиталоемким уже реализованным проектом ГЧП является концессия в отношении Центрального парка культуры и отдыха в Волгограде. Общий размер инвестиций составил 800 млн руб. Проект включает создание следующих объектов: мемориал Великой Отечественной войны, молодежные и семейные аттракционы, зона со спортивными тренажерами, объекты общественного питания и другое.

Модели возврата инвестиций

Основной моделью возврата инвестиций по проектам в сфере благоустройства является получение коммерческой прибыли. В рамках данной модели возврат капитальных инвестиций и покрытие операционных затрат в определенной части обеспечиваются прибылью от коммерческих видов деятельности, которые частный партнер осуществляет помимо оказания публичных услуг с использованием объекта инфраструктуры [2].

Согласно проанализированной практики, для возврата инвестиций концессионер оказывает следующие услуги:

  • организация общественного питания (кафе, буфеты, лоточная торговля);
  • розничная торговля;
  • торгово-выставочная деятельность;
  • организация развлекательных мероприятий;
  • реклама;
  • субаренда;
  • иная подобная коммерческая прибыль.

Тем не менее на практике часто имеет место смешанная модель возврата инвестиций: фиксированные платежи со стороны концедента (бюджета) и прямой сбор платы с потребителей.

Так, в рамках реализации проекта по реконструкции и эксплуатации парка «Минный городок» во Владивостоке предусмотрена смешанная модель возврата инвестиций:

  • плата за доступность (в виде фиксированных платежей публичного партнера за возможность использования объекта);
  • коммерческая деятельность (аренда, реклама, торговля и др.).

Также в ряде проектов предусмотрен капитальный грант со стороны региона или федерации. Например, масштабный проект по благоустройству Пеньковой горы в Воронежской области получил финансирование от Минстроя России в размере 50 млн руб.

Рынок давно говорит о необходимости бюджетной поддержки ГЧП-проектов. Представители бизнес-сообщества указывали на недостаток «бюджетного плеча» в концессионных проектах в сфере развития общественных пространств, здравоохранения, ЖКХ.

В связи с чем проекты с бюджетным софинансированием, конечно, более инвестиционно привлекательны для потенциальных инвесторов, в особенности в условиях удорожания строительства.

Распространение нацпроекта «Жилье и городская среда» на концессионные проекты по благоустройству общественных пространств позволяет получить бюджетную поддержку и увеличивает интерес инвесторов к участию в таких проектах.

ВЫВОД

В заключение необходимо отметить привлекательность для инвесторов механизма ГЧП при реализации инвестиционных проектов в сфере благоустройства общественных пространств. Актуальность данного механизма заключается, во-первых, в большой заинтересованности государства и муниципальных образований в развитии общественных пространств, а также в их готовности способствовать реализации проектов именно с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Во-вторых, инвестору предоставляется множество инструментов и моделей для возврата инвестиций и получения прибыли по проекту, в-третьих, благоустройство общественных пространств с помощью ГЧП не является новым для инвесторов, в этой области и публичные органы и представители бизнеса уже набрались достаточно опыта, сформировали модели реализации подобных проектов, а количество концессионных соглашений в этой сфере постоянно увеличивается.

[1] Приказ Минстроя России от 29.12.2021 № 1042/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».

[2] Туктаров Ю.Е., Патынская Е.И. Правовые модели возврата инвестиций в проектах ГЧП // LegaL InsIght. - 2018. - № 8. - С. 74.