Инвестиции в ЖКХ: выживут ли концессии в условиях изменившейся экономики

Владлен Александрович

Росводоканал



В ноябре была утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года, в рамках которой большее значение уделяется модернизации инфраструктуры. Сейчас на рынке действуют различные меры поддержки и инструменты финансирования коммунальных объектов. Директор по взаимодействию с органами государственной власти ГК «Росводоканал» Владлен Александрович рассказал о роли концессий в модернизации коммунальной инфраструктуры и проблемах, с которыми сталкиваются концессионеры-операторы.

Концессия как стратегия

Концессия, как форма государственно-частного партнерства, стала привычным инструментом работы с инвесторами, но нечасто эксперты делают акцент на том, что концессионное законодательство России сегодня остается одним из самых проработанных и прозрачных не только в стране, но и мировой практике. Этап подготовки таких договоров является, пожалуй, его важнейшей частью. Это время, когда проводится независимая экспертиза объектов, передаваемых в концессию, оцениваются необходимые объемы финансирования и его источники, а также прорабатываются показатели эффективности. Если раньше концессии заключались на 10 лет, то сегодня их срок обычно составляет несколько десятилетий. Таким образом, мы говорим уже не о реализации отдельных проектов в коммунальной отрасли, а фактически о долгосрочной стратегии модернизации инфраструктуры города и региона, и это уже принципиальное отличие.

Сегодня большинство соглашений Росводоканал вместе со своим стратегическим партнером ВЭБ.РФ заключают на срок до 49 лет. В первую очередь, это обусловлено необходимостью сдерживать тариф для населения и бизнеса. И более-менее сбалансированную модель удается построить лишь на долгосрочном горизонте, при этом все равно существенно снизить нагрузку на потребителей можно лишь при целевой региональной и федеральной помощи.

Реализация проектов

О том, что коммунальная концессия более, чем жива, говорит и создание управляющей компании для реализации проектов государственно-частного партнерства, направленных на обеспечение технологического суверенитета России в различных отраслях, анонсированное на днях Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и Национальным Центром ГЧП. Вода была и остается стратегическим ресурсом, влияющим на качество жизни людей, который нуждается в высокотехнологичном и экологичном обслуживании и ежедневной заботе.

Гарантированное развитие

За последние годы рынок инвестиций претерпел существенные изменения – больше ограничений, больше рисков, меньше «длинных» денег. Однако утверждать, что инвесторы в ЖКХ полностью «замерли» неверно. Разработан ряд продуктивных механизмов для привлечения инвестиций. Одним из примеров эффективного решения, где экспертиза частного оператора поддержана гарантиями финансирования мероприятий со стороны государственной корпорации, совместное предприятие Росводоканала и ВЭБ.РФ, созданное в конце 2020 года. Инициируя обсуждение возможных концессий, мы видим более позитивный отклик и большую вовлеченность, заинтересованность со стороны городских администраций, государственные гарантии важны для руководства регионов. Также, по-прежнему, сохраняются возможности работы с крупными банками. Например, благодаря сотрудничеству со Сбербанком нам удалось проинвестировать ряд крупных инфраструктурных проектов в Архангельске. Сегодня мы позитивно оцениваем перспективы совместной работы с российскими финансовыми институтами, чувствуем себя уверенно.

Еще одна возможность для инвестора строить крупные капитальные объекты, чтобы принципиально менять качество поставляемого ресурса, целевое финансирование в рамках национальных программ «Чистая вода» (нацпроект «Экология»), использование средств Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ). Например, нами подписан договор с фондом о привлечении 300 млн рублей на строительство городских сетей и водозабора для нового района Южно-Сахалинска, там будут открыты школа на 1800 мест и три детских сада.

Для дальнейшего развития рынка коммунальных инвестиций необходимо делать следующие шаги:

  • разработать дополнительные механизмы комплексного финансирования проектов ВиВ, в том числе с помощью различных инструментов господдержки;
  • рассмотреть возможность государственного софинансирования крупных отраслевых проектов;
  • развивать целевые программы для модернизации небольших поселков и малых городов;
  • стимулировать трансформации договоров аренды в концессионные соглашения;
  • обеспечить целевую поддержку производств-поставщиков комплектующих, оборудования и реагентов;
  • гарантировать преференции российским финансовым институтам-кредиторам проектов по модернизации и автоматизации коммунальной инфраструктуры;
  • рассмотреть возможность включения в тариф расходов, связанных с автоматизацией и цифровизацией предприятий ЖКХ.

Демотивация концессионера

На привлечение крупных инвесторов в отрасль ЖКХ будет влиять динамика дальнейшего совершенствования концессионного законодательства.

Например, сегодня невозможно взять объекты водоснабжения и водоотведения в концессию, если право собственности концедента зарегистрировано менее чем на 50% из них.

По-прежнему на рынке существует большое количество фиктивных концессий с нулевыми или минимальными инвестициями благодаря тому, что и МУПы и ГУПы тоже могут выступать в качестве концессионеров, а квалификационные требования к участникам конкурсов отсутствуют. В результате, в них участвуют компании, намеренно понижающие требования, а выиграв, они отказываются от заключения соглашения. К тому же муниципалитеты имеют фактически неограниченные возможности отказать в заключении концессии в рамках частной концессионной инициативы (ЧКИ). Значительно усложняет работу невозможность «довключать» в действующую концессию без конкурса технологически связанные объекты центральных систем водоснабжения и водоотведения (ЦСВиВ), если они не являются бесхозными или созданными в период действия концессии, как и внести изменения в концессионное соглашение по результатам технического обследования, даже если оно выявило существенное отклонение состояния объектов ЦСВиВ от конкурсной документации.

К сопутствующим барьерам можно отнести низкий уровень компетенций и нехватку персонала, особенно рабочих и инженерных специальностей, отрасль нуждается в современных образовательных программах. Поэтому ключевое значение приобретает качество подготовки специалистов, которые участвуют в разработке таких проектов не только со стороны оператора, но и других публичных партнеров. Есть пробел знаний базовых концепций, которые несут в себе колоссальный эффект для развития городских пространств. Если бизнесмены и чиновники будут обладать единой профессиональной базой знаний, скорость и качество подготовки предложений по модернизации коммунальной инфраструктуры и их дальнейший успех будут выше.

Также мы не можем полностью заместить все импортное оборудование. По нашим оценкам, рынку потребуется около трех лет при условии поддержки производителей государством. Все это, включая рост дебиторской задолженности, вынудит коммунальных операторов увеличивать сроки реализации проектов, и здесь, конечно, регуляторная помощь профильных ведомств неоценима.

Публичная риторика

Отдельно стоит остановится на публичном образе частного коммунального инвестора, который последние годы складывается в СМИ и социальных сетях. Большинство централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, которые передаются концессионеру, находятся в удручающем состоянии. Учитывая, что проектирование и строительство новых капитальных объектов занимает от трех до пяти лет, показать результаты в уже в первые месяцы работы довольно сложно. Однако именно в этот непростой период передачи операционного управления предприятием концессионер начинает сталкиваться с публичной атакой со стороны региональных интересантов. На мой взгляд, если решение принято, соглашение подписано, то гораздо эффективнее выстраивать конструктивную риторику в медиаполе в отношении частного инвестора и дать возможность жителям, общественникам, городскому бизнесу познакомиться с опытом оператора поближе.

Создание позитивной информационной среды на старте – важная составляющая для быстрой интеграции концессионера в экономику края, тем более что предприятие всегда является местным резидентом, одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков региона.