Итоги на рынке ГЧП: за 2020 год запущено 80 проектов на 280 млрд рублей



События 2020 года заставили рынок ГЧП экстренно адаптироваться под новые реалии. Давление на участников оказывала не только пандемия коронавируса, но и кадровые перестановки в федеральном правительстве и регионах, перераспределение и сокращение бюджетных средств.

Однако нельзя сказать, что весь инвестиционный цикл приостановился: за год коммерческое закрытие прошли 80 крупных и средних проектов ГЧП с общим объемом инвестиций не менее 269,1 млрд руб., из них частных – 151,1 млрд руб. (за исключением проектов в сфере ЖКХ стоимостью менее 100 млн рублей).

Наиболее капиталоемкие проекты были запущены в транспортной сфере – 3 проекта на 172 млрд руб. В феврале было подписано соглашение по строительству платной автодороги от Солнцево до Железнодорожного в Подмосковье с общим объемом инвестиций 86,7 млрд. руб. В этом же месяце была заключена концессия по строительству мостового перехода через реку Лена в Якутии стоимостью 83,2 млрд руб. В июле РЖД подписали соглашение по строительству железнодорожной инфраструктуры к ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области с объемом инвестиций 1,6 млрд руб.

Несколько крупных проектов также были запущены в социальной сфере. Речь идет о строительстве многофункционального спортивно-концертного комплекса «Петербургский» (25 млрд руб.) и спорткомплекса «Арена» в Омске (12 млрд руб.), создании единого образовательного комплекса в Нижегородской области (6,2 млрд руб.).

В коммунальном секторе крупнейшим проектом стала концессия в отношении объектов тепло- и водоснабжения Орехово-Зуево в Московской области (8,8 млрд руб.). В отрасли обращения с ТКО запущены сразу 6 концессионных проектов на 7,7 млрд руб., при чем половина из них реализуется на территории ХМАО.

В итоге, по данным платформы «РОСИНФРА» на конец декабря, в России реализуются 3459 проектов как в формате классического ГЧП, так и квази-ГЧП, с совокупным объемом инвестиций в 4,2 трлн руб., из которых 2,9 трлн руб. – средства частных инвесторов.

ФИНАНСОВОЕ ЗАКРЫТИЕ

Однако не все подписанные соглашения в этом году успели пройти финансовое закрытие. Договоренности о банковском финансировании были достигнуты по проекту строительства мостового перехода через реку Лена в Якутии, кредитную линию с лимитом до 25 млрд руб. на 10 лет открыл Сбербанк. Совкомбанк открыл финансирование на 2,73 млрд руб. компании «Интеллектуальные Коммунальные системы Орехово-Зуево» по концессии систем тепло- и водоснабжения городского округа. Банк «Открытие» предоставил кредитные средства по проекту строительства Центра ядерной медицины в Улан-Удэ (Республика Бурятия). ВЭБ.РФ, ВТБ и ООО «Башкирская концессионная компания» (входит в ВТБ Инфраструктурный Холдинг) подписали соглашение о предоставлении синдицированного кредита для строительства Восточного выезда из Уфы с лимитом до 11,6 млрд руб. в рамках «фабрики проектного финансирования». Также финансовое закрытие прошел ряд других проектов, реализуемых в регионах.

АНТИКРИЗИСНАЯ ПОДДЕРЖКА ГЧП-ИНИЦИАТИВ

В мае ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП запустили антикризисную программу поддержки региональных ГЧП-проектов. Изначально пилотами программы выступили 40 субъектов РФ, к концу года число участников программы достигло 54.

Для управления проектами и координации программы в 23 субъектах были созданы специальные проектные офисы, 2,4 тыс. представителей органов региональной и муниципальной власти подключились к платформе «РОСИНФРА». 

В рамках программы 42 региона направили информацию о 421 проектной инициативе, общий объем инвестиций по ним превышает 1 трлн руб. На текущий момент уже 34 инициативы получили экспертное содействие. В числе поддержанных проектов, которые находятся в высокой стадии готовности, - строительство школ в Свердловской области, создание образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия), объектов обработки и захоронения ТКО в Омской области, инфраструктуры здравоохранения и общественного транспорта в Республике Башкортостан.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Интерес иностранных инвесторов к российским инфраструктурным проектам во многом подкосила пандемия коронавируса и ограничения, которые она вызвала. В первом квартале и в середине лета были заявления о потенциально интересных проектах и сферах сотрудничества. Однако новая волна коронавируса опять приостановила все переговоры. Среди планируемых инициатив зарубежных партнеров можно выделить – строительство мусороперерабатывающих заводов в Ленинградской области, создание современного геронтологического центра в Подмосковье, локализацию оборудования для канатных дорог в Москве.

СУДЕБНАЯ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

В 2020 году суды вынесли 843 решения по концессионным спорам, подавляющее большинство из них пришлось на коммунально-энергетические проекты (725 актов).

Примерно четверть споров была связана с непередачей объектов в концессию, на этом фоне в 1,5 раза меньше решений (142 акта) вынесено по денежным обязательствам, по оспариванию документов публичной стороны – всего 118 актов. По итогам судебных процессов было принято 32 решения о расторжении концессий, в 22 случаях утверждены мировые соглашения.

Одним из интересных судебных споров стало дело о неподписании концессионного соглашения регионом, выступающим третьей стороной по соглашению в отношении объектов водоснабжения. Сначала спор рассматривался в антимонопольном органе. Чукотское УФАС решило, что регион неправомерно отказался подписывать соглашение, которое было согласовано в межведомственном порядке. Однако в ходе разбирательства суд пришел к другому выводу, установив, что неподписание концессионного соглашения само по себе не может являться нарушением ст.15 Закона о защите конкуренции.

Органы Федеральной антимонопольной службы за год вынесли 50 решений. Больше половины актов связано с проведением конкурсных процедур. 36 споров возникли в отношении коммунальных проектов, для сравнения на проекты в социальной сфере опубликовано лишь 5 актов. Отдельно можно выделить дела по рассмотрению ФАС России жалоб участников конкурса на право заключения концессионного соглашения по созданию инфраструктуры аэропорта Благовещенска. Антимонопольный орган рассмотрел возможность консолидации ресурсов нескольких компаний для принятия участия в конкурсе, а также вопросы, связанные с содержанием таких критериев конкурса, как «Объем инвестиций» и «Качественная характеристика решения».

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательная повестка в этом году заключалась в основном в донастройке действующих механизмов и формировании условий для применения новых. В частности, были внесены точечные корректировки в Закон о концессиях – в отношении объектов электроэнергетики, по уточнению статуса решений межгосударственных органов. Также регламентировано участие концессионеров и частных партнеров в конкурсе по социальному заказу, применение механизмов ГЧП в Арктической зоне и на федеральной территории «Сириус». Распространено применение соглашений о ГЧП/МЧП на строительство вытрезвителей.

1 апреля утвержден новый механизм привлечения инвестиций – соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Применение СЗПК потребовало изменений в Бюджетном кодексе в части субсидирования таких проектов. Эти правки вызвали вопросы у участников рынка ГЧП. Разграничить субсидирование СЗПК и других инвестиционных соглашений, в частности, концессий и соглашений о ГЧП, позволят новые поправки в Бюджетный кодекс РФ, подготовленные Минфином России. Кроме того, были разработаны несколько значимых законодательных инициатив.

Наиболее приоритетным для участников отрасли стал законопроект Минэкономразвития, предполагающий комплексные изменения в сфере ГЧП. Документ должен закрепить формы бюджетного участия, ввести институт особых обстоятельств, перевести торги в электронную форму (опционально), утвердить компенсацию подготовки ЧКИ и другие новеллы.

Расширить применение механизмов ГЧП на другие сферы поможет ряд разработанных документов. Так, в Госдуму внесены два законопроекта, которые дадут возможность распространить закон о ГЧП на сферу обращения с медицинскими и биологическими отходами. Ускорить запуск IT-проектов поможет инициатива по закреплению оборота данными в ГИС и распространение на такие объекты механизма контрактов жизненного цикла. Также в рамках двух нормативных актов разработан порядок мониторинга реализации концессий и соглашений о ГЧП/МЧП.

Полная версия ежемесячного дайджеста доступна по ссылке: https://rosinfra.ru/digest/documents/one/itogovyj-dajdzest-rynka-gcp-v-rossii-dekabr-2020