В конце 2019 года были внесены существенные поправки в Федеральный закон №89 "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон №7 "Об охране окружающей среды", которые в перспективе повлияют на деятельность основных участников "мусорной" отрасли, трансформируют подходы к ценообразованию и основным применяемым технологиям. О влиянии законодательных поправок на заключение инвестиционных соглашений и дальнейшее развитие сферы обращения с отходами рассказала директор Блока инвестиционных соглашений ИнфраВЭБ Светлана Дубинчина.

Разграничение видов деятельности

Первый блок внесенных в №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" поправок касается правовых вопросов мусоросжигания. Согласно новой редакции закона, теперь виды деятельности операторов в данной сфере будут дифференцировать на обезвреживание твердых коммунальных отходов (ТКО) и на энергетическую утилизацию.

В обезвреживание включено сжигание за исключением случаев, связанных с использованием отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов). К энергетической утилизации относят использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

В результате указанных изменений на передний план в регулировании данных видов деятельности сферы обращения с отходами выдвигается технологическая составляющая процессов, требования к применяемым технологическим решениям. Внесенные поправки устанавливают несколько ключевых характеристик энергетической утилизации: способ утилизации (сжигание); наличие вторичного продукта в виде возобновляемого источника энергии; требование об обязательной обработке ТКО до сжигания c извлечением полезных компонентов; регулирование понятия «полезные компоненты»; требования к объектам предварительной обработки отходов.

Второй момент, который прослеживается в введенных в действие положениях закона, – разграничение регулирования утилизации, как отдельного вида деятельности по обращению с ТКО, и энергетической утилизации, которая, являясь в лингвистическом смысле подвидом утилизации, выделяется в качестве самостоятельного вида деятельности по обращению с ТКО. Энергетическая утилизация рассматривается в качестве регулируемого вида деятельности (в отличии от просто утилизации), услуги по реализации которого осуществляются на основании установленного тарифа. В новой редакции закона вводится понятие «тариф на энергетическую утилизацию» и механизмы экономического стимулирования инвестиционной активности в данном секторе. Так, в необходимую валовую выручку (НВВ) регионального оператора включаются расходы на осуществление деятельности по энергетической утилизации, но не включаются расходы на утилизацию, как нерегулируемый вид деятельности.

Это разграничение потребует уточнения условий тарифного регулирования в отрасли, поскольку доходный механизм в нерегулируемых секторах – это коммерческая выручка, в регулируемом секторе – платежи от потребителя (тариф). Для того, чтобы исключить терминологическую путаницу потребуется четкое разграничение применения терминов «утилизация» и «энергетическая утилизация», в том числе и в нормативных актах в сфере регулирования тарифов.

В целом указанные изменения потребуют существенной и глубокой переработки подзаконных нормативных актов в части тарифного регулирования, пересмотра требований к территориальным схемам и региональным программам, техническим параметрам объектов обращения с отходами, благодаря которым четко разграничивается регулирование для разных видов деятельности – обезвреживание, обработка, утилизация или экологическая утилизация. Также необходимо соотнести параметры проектов с регулируемым тарифообразованием со стоимостью реализации производимых на таких объектах видов энергии, чтобы определить наиболее оптимальный платежный механизм для инвестиционных проектов в данном секторе.

Экологический сбор и его использование

Второй блок изменений в №89-ФЗ относится к регулированию направлений использования экологического сбора. Экологический сбор является разновидностью неналогового источника доходов федерального бюджета. Он уплачивается производителями товаров, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

 Ранее однозначно не определялось, на какие мероприятия региональных программ должны использоваться средства экологического сбора. Теперь, согласно новой редакции п. 11 ст. 24.5 №89-ФЗ, их направят на внедрение инструментов расширенной ответственности производителей и выполнение показателей национального проекта "Экология" в части ввода в эксплуатацию мощностей по утилизации отходов.

Требования к объектам капитального строительства

Кроме выше описанных изменений в конце года были внесены существенные поправки в положения №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Изменения коснулись формирования подхода к применению наилучших доступных технологий при создании и вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе тех, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. К ним относятся наиболее капиталоемкие объекты в секторе.

Новая редакция ст. 38 №7-ФЗ устанавливает ряд требований к объектам капитального строительства, в частности:

  • запрет на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих выбросов;
  • запрет на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду (к которым относятся наиболее капиталоемкие объекты обращения с ТКО) и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

Внесенное изменение должно оказать влияние на рынок инвестиционных соглашений в отношении объектов обращения с ТКО, дополняя обязательные параметры к объектам таких соглашений. В настоящее время технологические показатели наилучших доступных технологий (НДТ) утверждены Минприроды России в отношении объектов термического обезвреживания, но введение нового требования должно стимулировать развитие данного нормативного блока в ближайшем будущем. В свете введения нового вида регулируемой деятельности в форме энергетической утилизации одним из факторов, которые окажут влияние на фактическое разграничение энергетической утилизации и обезвреживания как видов регулируемой деятельности, могут выступить технологические показатели НДТ, устанавливаемые для данной отрасли.