Какие меры помогут стабилизировать и дадут стимулы к развитию «мусорной» отрасли

Светлана Дубинчина

«ВЭБ-Инфраструктура»



Стартовавшее почти полтора года назад реформирование отрасли обращения с отходами невозможно без разработки специальных механизмов поддержки, которые не только помогут сохранить стабильность участников, но и будут способствовать развитию отрасли. Директор Блока инвестиционных соглашений ИнфраВЭБ Светлана Дубинчина рассказала о существующих мерах поддержки рынка, особенностях их применения и ожидаемых результатах.

Поскольку отрасль по обращению с ТКО находится в стадии реформирования, внешние факторы (пандемия COVID-19, изменение курса валют и т.п.) в меньшей степени влияют на формирование системы ее поддержки, чем объективные потребности развития отрасли. При этом сохраняется общий запрос на выработку единого пакета мер по федеральному проекту «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология». Сейчас господдержка «мусорной» отрасли отражена в нескольких ключевых нормативно-правовых актах:

Инвестиции в развитие

Несмотря на то, что сейчас меры экстренного реагирования находятся в приоритете, именно системная поддержка инвестиций в «мусорную» отрасль помогает реализовать цели, заложенные в нацпроекте «Экология». В основном это направление регулируется Постановлением Правительства №1727, которое утверждает правила предоставления субсидии из федерального бюджета в качестве взноса учредителя в РЭО.  За счет этих средств компания может оказывать поддержку в виде участия в уставных капиталах инвесторов, либо через предоставление поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам.

Ключевой фактор для эффективного использования данного механизма - это система отбора проектов, условия которой должны утверждаться Наблюдательным советом РЭО. Данная система отбора должна учитывать количественные целевые показатели по вводу в эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации отходов в соответствующие годы реализации федерального проекта, закрепленные в постановлении №1727. Помимо содержательного критерия (объем мощностей), учитывается финансовый критерий, обязывающий привлечь внебюджетные средства в отрасль. Показателем результативности субсидии является привлечение в отобранные проекты частных инвестиций (в том числе в виде собственных и заемных (кредитных) средств) в соотношении 2,46 рубля к 1 бюджетному рублю.  

Не смотря на то, что этот вид поддержки разработан для «штатного» сценария развития отрасли, он может быть частично востребован и в рамках текущей ситуации, поскольку подходит для проектов, как на инвестиционной стадии, так и на эксплуатационной. Применение этой меры позволит поддержать ранее запущенные инвестиционные проекты и снизить риски потерь инвесторов от их прекращения. В результате при проактивной позиции отраслевого «зеленого» института развития (ППК РЭО) [Л1] данные меры поддержки могут быть востребованы на рынке.

Экстренное направление (пандемия)

Распространение коронавирусной инфекции повлияло на работу региональных операторов по обращению с ТКО. Меры их поддержки определяет выпущенное в начале апреля постановление №473. При этом выделяемые средства могут покрыть затраты операторов, которые возникли не ранее 28 марта 2020 года, т.е. только те, которые возникли после начала активной фазы пандемии на территории РФ. Объем оказываемой помощи не может превышать 20% необходимой валовой выручки (НВВ) компании в расчете на 3 месяца. Помощь могут получить только те регионы, которые перешли на новую систему обращения с отходами.

Объем субсидии зависит от размера НВВ регионального оператора, соответственно наибольшую поддержку получат преимущественно крупные  компании, несущие на себе наибольшую нагрузку по оказанию услуги по обращению с ТКО. Соглашение по субсидии должны быть подписано до 1 июля 2020 года. Только после этого регионы получат помощь, которая предоставляется по частям, в течение трех месяцев.

Такая поддержка, безусловно, носит целевой, направленный характер и указывает на важность сохранения существующей системы взаимоотношений при участии субъектов РФ и региональных операторов в отрасли.

Стимул для льготных кредитов

Третий вид поддержки направлен на стимулирование рынка кредитования регоператоров. Здесь основной нормативный документ – это постановление № 631, которым утверждаются правила предоставления субсидий банкам и ВЭБ.РФ на возмещение недополученных доходов по льготным кредитам для операторов. Данная мера поддержки операционная (не инвестиционная) – целевая направленность выдаваемых кредитов – пополнение оборотных средств региональных операторов. Таким образом, иные операторы в сфере обращения с ТКО, осуществляющие отдельные виды деятельности в сфере ТКО и не являющиеся региональными операторами в сфере обращения с ТКО, не могут претендовать на получение кредита по льготной ставке в связи с использованием соответствующим банком данной меры поддержки.

Субсидия предоставляется в размере 100 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору (на сегодняшний день – 5,5 % годовых).

Постановление устанавливает размер льготной ставки, по которой банки, получающие данную меру поддержки, должны кредитовать региональных операторов, - не более 5% годовых. Кроме того, субсидии предоставляются только на кредиты, выданные с 1 января 2019 года до 31 декабря 2020 года. Создаваемая комиссия Минприроды России должна провести отбор кредитных организаций, утвердить их перечень и установить лимиты субсидий. Несмотря на то, что в число квалификационных требований банков-получателей включен широкий спектр условий, к отбору допускается широкий круг участников.  При этом наличие длительной истории кредитования организаций сектора также учитывается при квалификационном отборе банков. Однако значимым фактором, безусловно, будет выступать - стоимость денег.

В дальнейшем чтобы получить субсидии, банк подает в Минприроды России заявку на субсидирование с указанием региональных операторов, с которыми заключены кредитные договоры. Субсидия представляется на ежемесячной основе, что повторяет традиционный график выплаты процентов заемщиками по кредитам.

Особенность этого вида поддержки – это его настроенность на развитие рынка, поскольку региональные операторы смогут самостоятельно выбирать уполномоченный банк для заключения кредитного договора. При этом банки не принуждают к заключению соответствующих кредитных договоров, поэтому они рассматривают заявки в общем порядке в соответствии с установленными ими правилами и процедурами. Характер регулирования этой меры указывает на то, что она носит рыночный характер и будет востребована в тех банках, которые готовы кредитовать по ставке «КЛЮЧ+5».

Данная мера поддержки не привязана к конкретной экономической конъюнктуре и носит системный характер, может воспроизводиться, при наличии эффективности на последующие периоды. Аналогичные меры применяются государством в иных отраслях, как промышленного, так и сельскохозяйственного сектора.

Тарифы для инвестиций

Несмотря на актуальность текущих мер поддержки участников «мусорного» рынка, одной из ключевых мер стимулирования инвестиционного направления остается регулирование платежного механизма. Кроме этого, актуальным также является совершенствование технологических решений, в том числе возможность получать дополнительные продукты, например, энергию, при утилизации отходов и продавать их с целью получения дополнительного дохода. Немаловажным фактором остается и проактивная позиция отраслевого института развития в части подготовки проектов и отбора существующих проектов и стимулирование рынка обращения ВМР.