Концессии являются перспективным инструментом привлечения инвестиций в инфраструктуру обращения с ТКО



Для привлечения частных инвестиций на создание инфраструктуры обращения с отходами необходимо активно использовать механизмы ГЧП. При этом для роста количества таких проектов требуются донастройка существующего концессионного и отраслевого законодательства, внедрение системного подхода к планированию объектов и повышение компетенций кадров на местах. К такому выводу пришли участники онлайн-эфира, организованного Национальным Центром ГЧП и ППК РЭО. 

В рамках мероприятия модератор, старший управляющий директор Центра ГЧП Максим Ткаченко представил основные результаты исследования о применении механизмов ГЧП в сфере обращения с ТКО. В частности, эксперты оценили, сколько средств на достижение национальных целей развития по этому направлению можно привлечь на принципах ГЧП, с какими проблемами при подготовке и реализации инициатив сталкиваются участники рынка. 

В РЭО также делают ставку на концессии как на основной механизм реализации проектов в сфере обращения с отходами. Как отметил советник главы ППК РЭО Павел Бесшапов, рост концессионных проектов во многом обусловлен созданием понятного и доступного для рынка инструмента финансирования в виде облигационных займов. Кроме того, в РЭО видят тенденцию к дальнейшему удорожанию проектов, поэтому регионам нужно как можно оперативнее приступать к реализации своих планов. Для дальнейшего развития рынка необходимо распространение существующих территориальных мер поддержки, например, дальневосточной концессии, на сферу обращения с отходами, считает Бесшапов. 

Важным аспектом развития отрасли, по мнению участников эфира, является доработка профильного законодательства. ППК РЭО при поддержке Национального Центра ГЧП подготовили законопроект, который направлен на урегулирование реализации концессионных проектов в сфере обращения с ТКО. В числе предложений: возможность корректировать размер валовой выручки по итогам госэкспертизы и привлечения финансирования; разрешить заключать концессии в отношении комплекса объектов, расположенных в разных муниципалитетах; предоставление гарантий возмещения фактически понесенных затрат концессионера и другие. По словам руководителя департамента ГЧП ППК РЭО Александры Головановой, в следующем году планируется начать активную работу по продвижению подготовленных поправок в законодательство. 

Присутствующие на мероприятии представители Архангельской и Самарской областей, Ханты-Мансийского автономного округа поделились своим опытом создания инфраструктуры обращения с отходами. Среди высказанных предложений – необходимость урегулирования создания инфраструктуры в арктических и труднодоступных зонах; комплексное планирование размещения объектов; повышение компетенций участников рынка и другие. 

Представители бизнес-сообщества и банков в свою очередь считают важным урегулировать тарифообразование в отрасли и учет промышленных отходов, увеличить сроки утверждения инвестиционных программ (до ввода объекта в эксплуатацию, а не в течение 30 дней с момента заключения соглашения), смягчение условий получения поддержки для регионов и другие.