Концессионер трамвая «Чижик» рассказал о падении пассажиропотока

Источник фото: Авторевю


Трамвай «Чижик» в Санкт-Петербурге работает полноценно практически год. Запуском всех четырёх запланированных маршрутов в Красногвардейском районе в сентябре 2019 года закончилась инвестиционная стадия проекта «Чижик». В проект было вложено 15,3 млрд рублей, из которых 2,9 млрд — за счёт бюджета Петербурга. Концессионером проекта выступает ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК).

За всё время работы проекта, с марта 2018 года, было перевезено более 35,5 млн пассажиров. Существует своеобразная ватерлиния в 33 млн пассажиров в год, которую установил город: ниже неё концессионеру доплачивает Смольный, свыше — доплачивает концессионер (половину сверхвыручки). Чтобы достичь этой цифры, среднесуточный объём перевозки должен составлять 90 тысяч человек. Но случилась пандемия: в первую неделю самоизоляции он упал на 90%, отмечают в ТТК.

«После первой волны деловая активность не возобновилась, мы до сих пор не вышли на показатели прошлого года. В 2020 году ТКК перевезёт пассажиров меньше, чем в 2019–м, когда работало только два маршрута. Оптимистичный прогноз на этот год был 26 млн пассажиров. На цифру 33 млн человек мы планировали выйти на третий год эксплуатации, без учёта эксцессов», — пояснил «ДП» руководитель филиала ООО «ТКК» «Чижик» Николай Петров.

Как считают в компании, показателя 33 млн человек концессионер мог бы достигнуть и раньше, если бы Смольный полностью выполнил условия, прописанные в концессионном соглашении. По словам Петрова, не отменены все маршруты коммерческого транспорта, дублирующие «Чижик». Также город должен был изменить, но не изменил трассы у порядка десяти автобусов. Было прописано в соглашении и то, что для повышения пассажиропотока необходима переориентация на станцию Ржевка автобусов из Ленобласти, которые сейчас едут до Ладожского вокзала. Для этого необходимо реконструировать Ржевскую площадь, где планируется обустроить транспортно–пересадочный узел, однако на следующий год реализация этого проекта не планируется.

«Город не до конца выполнил свои обязательства в рамках концессионного соглашения. Срок не был указан, лишь — “к началу движения”. По логике год назад должно было быть всё реализовано. Никаких санкций за то, что условия не выполнены, нет. Город вправе действовать как угодно, может и увеличить дублирование, если считает, что должен платить всем перевозчикам: нам за пассажиров, остальным — за километры. Если предположить, что пассажиропоток с дублирующих маршрутов уже перешёл к нам, то получается, что город переплачивает за километры пустых автобусов. Если он не перешёл — то он доплачивает нам за недоперевезённых пассажиров. В любом случае город платит дважды», — говорит Николай Петров, отмечая, что изменения в маршрутной сети были прописаны в транспортной реформе, запланированной на июль 2020 года и в итоге отложенной ещё на 2 года.

В комитете по транспорту «ДП» сообщили, что все муниципальные автобусные маршруты регулярных перевозок, указанные в приложении концессионного соглашения, на сегодня отменены. «Помимо этого комитетом приняты меры, не предусмотренные соглашением, а именно: отменён автобус № 103, дублирующий трамвай № 59. Изменён маршрут 29–го автобуса, уменьшены объёмы транспортной работы на дублирующих трамвай автобусных маршрутах», — прокомментировали в пресс–службе комитета.

В целом ТКК рассчитывает расширять своё присутствие, но конкретики пока нет. «Мы предлагали городу различные варианты, многие находятся в стадии обсуждения, мы ведём работу и стараемся расширить свой опыт на другие районы города и ветки», — говорит руководитель филиала ООО «ТКК» «Чижик».