Минэкономразвития выявило риски необоснованных расходов регионов на 168 млрд рублей

Источник фото: Pixabay


По итогам первых трех месяцев работы нового порядка оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов федеральных актов, в рамках которого теперь оценивается и нагрузка от них на региональные бюджеты, выявлены риски необоснованных расходов субъектов РФ на 168 млрд руб., сообщили «Ъ» в Минэкономразвития.

Всего, по словам замглавы Минэкономразвития Сергея Галкина, в рамках ОРВ рассмотрено более 400 проектов актов федерального уровня — из них в 60 выявлены требования к региональным полномочиям. Большая часть из них нагрузку на бюджеты регионов не увеличивает — вся сумма потенциальных дополнительных расходов пришлась на 13 проектов, которые в итоге получили отрицательное заключение.

Как поясняет издание, необоснованными расходами в рамках ОРВ министерство считает траты регионов и муниципалитетов, которые возникают из-за новых требований к осуществлению их полномочий без указания источников финансирования. Об оценке таких рисков власти задумались в 2019 году, однако подготовлен этот механизм был в 2021-м (см. “Ъ” от 28 апреля 2021 года). Тогда регионы представляли свои оценки подобных допрасходов — например, у Нижегородской области в 2021 году в связи с принятием в 2020-м различных актов на федеральном уровне они оценивались в 1,7 млрд руб.

В министерстве пояснили, что инициативы, получившие отрицательное заключение по бюджетным причинам, «подлежат дальнейшей доработке его разработчиками для урегулирования возникших разногласий». Если снять их не удалось, проект акта выносится на правкомиссию по региональному развитию, что, видимо, даст субъектам больше шансов «отбиться» от дополнительных требований. Впрочем, в рамках ОРВ могут учитываться не все потенциальные расходы — есть «лазейка», которая позволяет без оценки вносить инициативы в виде поправок ко второму чтению законопроектов в Госдуме.

Новый механизм в целом развивает логику повышения прозрачности учета бюджетных обязательств, эта тенденция уже проявила себя в регулировании концессий — в виде обязанности публичной стороны таких соглашений предоставлять в минфины регионов информацию не только о прямых, но и о потенциальных расходах и условиях их возникновения.