Модернизация ливневых систем – точка роста комфортной городской среды и привлечения зеленых инвестиций

Владимир Кондратьев

Кондратьев и партнеры



В этом году ливневая система канализации, как самостоятельный вид инфраструктуры, впервые стала предметом обсуждения на инфраструктурном конгрессе «Российская неделя ГЧП» в Москве. Инициатором и партнером сессии «Модернизация ливневых систем – точка роста комфортной городской среды и привлечения зеленых инвестиций» выступила юридическая фирма «Кондратьев и партнеры». Краткие итоги мероприятия подвел модератор сессии, генеральный директор ООО «КиП» Владимир Кондратьев.

Состояние отрасли и что мешает частному сектору участвовать в реализации проектов

По экспертным оценкам юридической фирмы «Кондратьев и партнеры», ливневые системы водоотведения в городах России имеют высокую степень износа (в среднем от 60% до 90%) и находятся в аварийном состоянии. Поверхностные стоки в 99% случаев сбрасываются без очистки в водные объекты. Это в свою очередь причиняет значительный экологический и материальный ущерб городской среде и имуществу граждан.

По словам исполнительного директора РАВВ Елены Довлатовой, одной из главных проблем являются отсутствие источников финансирования, а также жёсткие экологические нормативы, которые вынуждают очищать атмосферные осадки до состояния питьевой воды и требуют огромных затрат.

По предварительным экспертным оценкам, на приведение ливневых сетей к нормативному состоянию в 100 крупнейших городах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, необходимо свыше 500 млрд руб., а на строительство очистных сооружений более 1,1 трлн руб. При этом согласно действующему законодательству, население РФ и приравненные к ним категории потребителей (УК, ТСЖ и др.) освобождены от оплаты услуг водоотведения поверхностных сточных вод.

Говоря об участии частных операторов ВиВ в проектах модернизации объектов централизованных ливневых систем водоотведения, заместитель генерального директора – директор по правовым и корпоративным вопросам «РКС» Григорий Терян отметил, что, безусловно, частный бизнес готов предложить свои компетенции и поучаствовать в финансировании для решения общей проблемы, однако для этого необходимо выработать предсказуемый платежный механизм и гарантии возвратности вложенных средств.

Передовая практика создания платежного механизма финансирования системы

Действующим законодательством предусмотрена возможность установления тарифа на водоотведение – прямого сбора платы за отведение поверхностных сточных вод в централизованную ливневую систему водоотведения. Плательщиками тарифа являются собственники земельных участков, зданий и сооружений, с которых отводятся дождевые, талые, поливомоечные и иные виды поверхностных сточных вод.

В результате установления тарифа создается легальный и надежный платежный механизм, который может обеспечить дополнительный внебюджетный источник финансирования системы. В этой связи большой интерес участников сессии вызвал доклад представителя МУП «Новгородский водоканал» Романа Соколова, который рассказал о позитивной практике перехода на тарифную модель управления системой и достигнутых результатах.

В частности, при численности населения Великого Новгорода 225 тыс. человек, протяженности ливневых сетей 274 км и 49 выпусков в водные объекты - фактическая выручка в 2021 году при установленном тарифе 14,91 руб. куб. м составила 73,9 млн руб. При этом, основная доля выручки - 66% - формируется за счет коммерческих организаций, областных и федеральных учреждений. Водоканал не проиграл ни одного судебного дела по взысканию стоимости услуг водоотведения поверхностных сточных вод в централизованную ливневую систему по установленному тарифу.

Тарифы на водоотведение поверхностных сточных вод установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре, Набережных Челнах, Вологде и ряде других городов с совокупной выручкой свыше 15 млрд руб. в год.

Как отметил профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев, международная практика также идет по пути введения специальной платы (тарифа) на услуги водоотведения поверхностных сточных вод для собственников земельных участков. Более того, согласно проведенным исследованиям, такие страны как США, Германия, Австралия и Китай уделяют серьезное внимание проблеме изменения климата и имеют национальные проекты, направленные на развитие «серой» и «зеленой» систем ливневой канализации как ключевых факторов устойчивого развития городов с учетом увеличивающейся интенсивности выпадающих осадков.

Перспективы развития отрасли и существующие меры господдержки

Модернизация и развитие ливневой канализации впервые в современной России нашли свое отражение в проекте стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, представленной к обсуждению заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным 16 июня 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме.

Говоря о перспективах развития отрасли, заместитель руководителя Проектной дирекции Минстроя России Татьяна Волкова сообщила, что по поручению Марата Хуснуллина был подготовлен проект дорожной карты модернизации ливневой системы в городах России.

На первом этапе предполагается обеспечить внесение изменений в нормативные акты, провести техобследования систем, определить объемы с корректировкой схем водоотведения и последующей передачей указанных систем на обслуживание организациям ВКХ. На втором этапе будут определены потребности в строительстве (реконструкции, модернизации) ливневых систем водоотведения в населенных пунктах с последующим включением соответствующих мероприятий в региональные программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, разрабатываемые в рамках реализации программы «Модернизация коммунальной инфраструктуры».

Начиная с февраля 2022 года, Фонд содействия развитию ЖКХ на основании постановления Правительства РФ от 02.02.2022 г. №87 может предоставлять на возвратной основе займы на проекты строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов централизованных ливневых систем водоотведения за счет средств ФНБ. Максимальный срок займа – 25 лет, процентная ставка – 3% годовых, а погашение основной суммы долга предусмотрено с 5-го года.

Заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк сообщила, что в соответствии с постановлением Правительства №87 на сегодняшний день три проекта модернизации ливневой канализации в двух субъектах РФ получили соответствующие займы. «При этом, только устойчивые источники финансирования будут залогом реализации подобных проектов. Господдержка не может быть единственным источником, поэтому для данной сферы особенно важно сделать акцент на реализацию концессионных соглашений и установку обоснованных тарифов, а Фонд ЖКХ со своей стороны поможет обеспечить финансирование проектов модернизации ливневой канализации на льготных и интересных инвесторам условиях», – заключила Ольга Сердюк.

Переход отрасли на тарифную модель управления системой

Очевидно, что муниципалитеты и частные инвесторы смогут в полной мере воспользоваться льготными займами Фонда ЖКХ при условии перехода на тарифную модель управления системой, которая создаст платежных механизм их возврата.

По оценкам юридической фирмы «Кондратьев и партнеры», уже сейчас средний город России способен привлечь в модернизацию и развитие ливневой канализации от 2 до 4 млрд руб. инвестиций в горизонте 5 лет с помощью цифровой трансформации и перехода на тарифную модель управления системой, в том числе на основе ГЧП.

Вместе с тем, 98% водоканалов и администраций городов в России не имеют технической информации о системе и о том, кто и сколько должен платить за услугу водоотведения поверхностного стока. Отсутствие информации о сетях и абонентах, а также сложность и стоимость ее получения являются одним из ключевых барьеров модернизации и развития ливневых систем водоотведения в России.

В этой связи Минстрою России при доработке дорожной карты модернизации ливневой канализации и комплексной программы модернизации ЖКХ целесообразно учесть специальные меры поддержки регионов и муниципалитетов, направленные на переход к тарифной модели управления системой и качественную подготовку проектов модернизации.

В числе этих мер может быть рассмотрен подготовленный юридической фирмой «Кондратьев и партнеры» проект «Программы модернизации ливневой системы водоотведения в городах РФ», который стал финалистом форума «Сильные идеи для нового времени 2022», организованного АСИ и Фондом Росконгресс.

Программа масштабируема, имеет высокую бюджетную эффективность, значимый стратегический и макроэкономический эффект, а также предполагает быстрые и значимые результаты для граждан (свыше 100 млрд руб. для 30 городов России в ближайшие 5 лет при вложениях в подготовку проектов 3 млрд руб. федеральных бюджетных средств). Кроме того, за тот же период система получит дополнительный финансовый источник развития свыше 30 млрд. руб. за счет платы за подключение объектов капитального строительства, финансируемых в том числе за счет инструментов инфраструктурного меню, включая ДОМ.РФ.

Очевидно также, что без закрепления данной программы за одним из институтов развития (например, Фондом ЖКХ), который понимает специфику отрасли и готов поддержать, будет сложно добиться успеха. По итогам обсуждения участники сессии пришли к выводу, что для кардинальных изменений в отрасли и кратного увеличения притока инвестиций требуется программа федерального уровня со специальными мерами поддержки, внесение изменений в законодательство (прежде всего, природоохранное и тарифное), а также консолидация в этом направлении всех заинтересованных лиц.