На модернизацию общественного транспорта планируется потратить 5,1 трлн рублей до 2030 года



Комплексная программа модернизации пассажирского транспорта до 2030 года, разработанная Минтрансом и ВЭБ.РФ, предполагает финансирование в размере 5,1 трлн руб. В 104 городских агломерациях обновят до 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта.

Проект программы предполагает, что проездной на месяц обойдется гражданам в 7% от среднемесячного душевого дохода в конкретном регионе. При этом пассажир будет оплачивать не вход в салон, а использование всей системы. Тарифы будут регулируемыми. Маршруты пересмотрят, а перевозчики перейдут на брутто-контракты (с гарантированной платой за перевозку).

В качестве пилотных регионов “Ъ”, ссылаясь на свой источник, называет Новосибирск, Екатеринбург, Самару, Челябинск, Казань, Нижний Новгород, Тверь, Волгоград, Воронеж и Пермь.

Бюджет всей программы составит 5,1 трлн рублей. Из федерального бюджета поступит 750 млрд рублей. Из них 365 млрд руб. пойдет на субсидирование платежей по брутто-контрактам, авансовых платежей по лизингу и платы концедента в рамках концессий, еще 300 млрд руб.— на капитальные гранты для проектов по электротранспорту. Ещё 50 млрд руб. составят взносы в уставный капитал ВЭБ.РФ и ГТЛК на выполнение функций «гарантирующего» лизингодателя. ВЭБ также получит 35 млрд руб. на контроль разработки и реализации городских программ и проектное финансирование.

Региональные бюджеты потратят на реализацию программы 1,1 трлн рублей. Внебюджетные инвестиции составят 370 млрд, ещё 2,9 трлн руб планируется собрать с потребителей виде платы за проезд.

Предполагается, что регионы будут выбирать лизингодателя новой техники на конкурсе, а «гарантирующий лизингодатель» понадобится в городах с низкой инвестиционной привлекательностью. Он будет предлагать льготные условия благодаря полученным госсубсидиям. Привилегированное положение ВЭБ.РФ и ГТЛК как «гарантирующего лизингодателя» не устраивает Сбербанк и ВТБ.

В Минтрансе отмечают, что в настоящее время программа находится на согласовании в федеральных ведомствах, обсуждается с рядом субъектов РФ и крупными банками.