На реализацию транспортной стратегии потребуется более 60 трлн рублей

Источник фото: pixabay.com


Реализация транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года потребует более 60 трлн рублей. Такие данные приводятся в обновленном проекте стратегии, копия документа имеется в распоряжении ТАСС. При базовом сценарии потребуется 25 трлн рублей бюджетных средств и 38 трлн внебюджетных, уточняется в документе.

Стратегия разделена на базовый и «агрессивный» (оптимистичный) сценарии.

В базовом сценарии инвестиции в отрасль вырастут со средних темпов в 2,3% ВВП в 2014-2019 годах до среднего значения в 2,6% в 2021-2024 годах (по подсчетам Минтранса, 13,5 трлн рублей), 2,95% ВВП (26 трлн рублей) в 2025-2030 годах и пиковых значений в 3,1% ВВП в 2030 году. С 2031 по 2035 год финансирование должно составить 23 трлн рублей, или 2,7% ВВП.

Для достижения целей стратегии в базовом сценарии необходимо увеличить инвестиции в транспорт с существующих 2,3% ВВП в среднем за 2014-2019 гг. до 3,1% ВВП, что будет соответствовать среднемировому уровню, отмечается в проекте.

В документе отмечается, что это минимально потребный уровень инвестиций, достаточный для обеспечения запланированного развития единой опорной транспортной сети и реализации национальных проектов «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», «Безопасные качественные дороги», стратегических документов инфраструктурных компаний (ОАО «РЖД», госкомпания «Автодор», ФГУП «Росморпорт» и др.).

«Агрессивный» сценарий может вывести транспортную отрасль России на уровень ведущих стран мира. Он предусматривает рост инвестиций до 4% ВВП к 2025 году.

В частности, сценарий предполагает кратный рост инвестиций в развитие инфраструктуры городских агломераций (рельсовый каркас и автомобильные дороги), реализацию значительного числа дополнительных проектов развития морских портов и подходов к ним. При этом в нем отмечается, что оптимистичный сценарий возможен при «значительных темпах роста инвестиций в обеспечивающие отрасли: строительство, производство стройматериалов, машиностроение и прочие».

По прогнозам, до 2024 года наибольшая доля инвестиций - почти треть - будет приходиться на железнодорожную отрасль благодаря капиталоемким проектам РЖД. С 2025 по 2035 год наибольшая доля инвестиций придется на автодорожную отрасль (до 33-35%).

«В сумме до 2035 года объем инвестиций составит более 10 трлн рублей на все виды транспорта (городской наземный электрический транспорт, метрополитен, железные дороги в агломерациях, обновление подвижного состава). »Агрессивный« сценарий развития инфраструктуры предполагает достижение 16 трлн рублей инвестиций в этот сектор», - отмечается в документе.

Дорожные фонды

По итогам 2019 года расходы дорожного фонда составили 764 млрд рублей. В проекте стратегии говорится, что начиная с 2022 по 2024 год объем федерального дорожного фонда будет увеличиваться на 8,4% - в 2022 году, 16,7% - в 2023 году и 25,1% - в 2024 году от прогнозируемого объема средств.

Эти деньги предполагается направить в виде межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в субъектах РФ. «Таким образом, напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации в период с 2021 по 2024 год будет зачисляться 74,9% доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, а с 2025 [года] - 100%», - говорится в проекте стратегии.

К 2025 году общий объем федерального и региональных дорожных фондов должен увеличиться до 2,3-2,5 трлн рублей, а к 2030 году - до 2,8-3,0 трлн рублей.