Новый инструмент GIH позволит выбрать наиболее оптимальную модель в зависимости от параметров и задач проекта

Мод Де Вотибо

Global Infrastructure Hub



Global Infrastructure Hub (GIH) как некоммерческая организация играет важную роль в разработке и внедрении новых подходов к созданию мировой инфраструктуры и привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты. Директор направления развития компетенций и практик в сфере инфраструктуры GIH Мод де Вотибо в рамках онлайн-эфира «Финансовое участие государства в проектах ГЧП: международный опыт и российские реалии», организатором которого выступил Национальный Центр ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) при поддержке  Freshfields Bruckhaus Deringer, рассказала о разрабатываемом организацией новом инструменте распределения рисков между частной и публичной сторонами. 

В мире условно выделяются два основных типа проектов ГЧП – проекты с оплатой за счет государства (government pays PPP или availability payments) и проекты с оплатой за счет конечных пользователей (концессии). В случае строительства социальной инфраструктуры, которая не может приносить доход, выбор между ГЧП и традиционными госзакупками осуществляется исходя из конкретного проекта. Такой подход имеет большое значение на стадии подготовки проекта при распределении рисков между государством и частным партнером. 

Global Infrastructure Hub разрабатывает новый инструмент - «совершенствование модели создания инфраструктуры» («improving delivery model for infrastructure»), в рамках которого будут рассматриваться различные способы создания инфраструктуры, а также использоваться так называемый «агностический» подход к выбору контракта и механизма реализации проекта. Вместо применения готовых договорных моделей предлагается разделить проект на разнообразные функции, такие как проектирование, строительство, обслуживание, финансирование, управление. Различное сочетание таких функций позволит правильно распределить риски между сторонами и обеспечить гибкость при создании договорной модели. Сейчас появляется все больше смешанных моделей, в том числе основанных на сочетании различных типов финансирования - государственных субсидий, частных инвестиций или средств многосторонних институтов развития. 

Функциональный подход обеспечивает лучшее взаимодействие и диалог между участниками, а также позволяет наилучшим образом структурировать проект. Выбор правильной договорной модели для проекта зависит от конкретных обстоятельств. Разрабатываемый инструмент с прагматической точки зрения сравнивает договорные модели, используя различные параметры оценки, в том числе механизм сравнительного преимущества, применять его в различных отраслях, что обеспечивает возможность оценки конечного результата и выгод от реализации проекта для государства. Такой «агностический», прагматический подход является наилучшим для реализации проектов по созданию инфраструктуры на данный момент.