Общественный транспорт будущего: цифровая трансформация

Александр Советников

ООО «ГРУППА МОВИСТА»



Развитие общественного транспорта в стране входит в число приоритетов правительства на ближайшие годы. Одно из ключевых направлений работы – цифровая трансформация всех процессов в этом сегменте. Генеральный директор компании «Мовиста Регионы» Александр Советников рассказал о развитии общественного транспорта в регионах и об эффектах от цифровизации всей системы.

Общественный транспорт объединяет все объекты города в единую систему, обеспечивая мобильность населения. И потому от ее уровня, а также от подвижного состава зависит качество жизни большинства горожан, которые зачастую проводят в дороге много времени. Именно поэтому эту сферу можно смело отнести к социально значимым.

По оценкам экспертов, износ инфраструктуры городского общественного транспорта в России составляет 80-100%. Ее обновление требует крупных капиталовложений, к примеру: замена подвижных составов в таких городах, как Екатеринбург, Волгоград, Уфа, Саратов, Нижний Новгород, потребует около 100 млрд руб. Поэтому важная задача для любого подобного проекта, в том числе реализуемого на принципах государственно-частного партнерства, – компенсировать затраты на строительство и реконструкцию таких объектов.

Модернизация инфраструктуры городского электротранспорта и его дальнейшее развитие требуют сбалансированного подхода. Необходимо учитывать инвестиционные возможности регионов и существующие инструменты федеральной поддержки. Важный момент – централизовать управление транспортной системой региона или отдельно взятой городской агломерацией. Тарифная же политика должна быть гибкой и опциональной для пассажиров, а стоимость проезда – регулируемой относительно экономического состояния региона.

Главное – баланс

По данным опросов Общероссийского Народного Фронта и ВЭБ.РФ, низкое качество пассажирских перевозок входит в пятёрку вопросов, которые волнуют россиян. Это связано, среди прочего, с неоптимальной транспортной системой, отсутствием согласованного расписания и единого билета, невозможностью льготного проезда на всех маршрутах и отсутствием баланса между различными видами транспорта.

Один из эффективных способов реализации проектов в области обновления подвижного состава и городской инфраструктуры – инструмент концессионных соглашений. Подтверждает это и запущенная Минтрансом России и ВЭБ.РФ программа модернизации пассажирского транспорта России до 2030 года, где приоритет отдается механизмам государственно-частного партнерства. Компания «Мовиста Регионы» как раз специализируется на реализации концессионных проектов по развитию общественного транспорта в различных регионах России.

В конце 2020 года «Мовиста Регионы» подписала два соглашения о защите и поощрении капиталовложений с Минэкономразвития России, Агентством инвестиционного развития и администрациями Волгоградской и Свердловской областей. Общий объем инвестиций двух проектов составит 95,1 млрд руб., который будет направлен на строительство, реконструкцию и эксплуатацию системы городского наземного электрического транспорта в Волгограде и Екатеринбурге. Проекты, рассчитанные на 2021-2040 гг., должны в итоге повысить уровень комфорта и безопасности общественного транспорта, способствуя прозрачности получения оплаты за проезд и учета выручки.

20 мая 2021 года «Мовиста Регионы» подписала соглашение о концессии на трамвайный маршрут между городами Верхняя Пышма и Екатеринбург. Объем инвестиций в проект составит порядка 1,9 млрд рублей. Проект предусматривает строительство трамвайного депо, поставку современного подвижного состава и обслуживание линии в течение 10 лет. Его уникальность состоит в том, что трамвайную линию между городами прокладывали лишь однажды – в 1950-х годах – между Волчанском и Карпинском, которую спустя 12 лет разобрали. Ввод в эксплуатацию нового маршрута переведет жизнь горожан Верхняя Пышма на более высокий качественный уровень: будет удобнее добираться до места работы и учебы, а сам город станет развиваться как культурный и туристический центр.

Будущее в цифре

Задача концессионных соглашений – комплексно решать проблему организации общественного транспорта с наименьшими затратами для региона. Достичь этого позволяет внедрение цифровых систем, которые консолидируют, анализируют и автоматизируют многие организационные и операционные транспортные процессы.

Благодаря им оператор-концессионер может получать оперативную информацию о передвижении транспорта, отслеживать пассажиропоток, обстановку в салонах транспортных средств, работу водителей, соблюдение расписания. Поэтому в Тверской области была запущена цифровая платформа для компании-оператора «Транспорт Верхневолжья», в разработке которой участвовала «Мовиста Регионы».

Данный софт позволяет вести мониторинг и контролировать работу перевозчиков, отслеживать транспортные средства. На основном пульте оператора отражены данные по выполненным рейсам, отклонениям в расписании. Для более детального анализа возможной проблемы сотрудники центра мониторинга могут проследить за порядком внутри автобуса, включая работу водителя, число «безбилетников» за счет установленной во все подвижные составы системы видеонаблюдения и датчиков подсчета пассажиров.

Оцифровка всей системы не только расширила возможности пассажиров оплачивать проезд любым удобным способом, но и сразу «подгружать» данные о выручке в операционный центр. На основе этих данных компания проводит учет финансовых потоков в разрезе конкретного маршрута и даже автобуса.

За счет анализа данных в режиме реального времени диспетчер автоперевозчика регулирует работу сразу нескольких маршрутов в личном кабинете. Это позволяет соблюдать расписание автобусов, а также, при необходимости, выпускать дополнительные транспортные средства, к примеру, в час пик.

Цифровая система – единое информационное пространство как для оператора, так и для пассажира. Данные по расписанию, местонахождению автобуса и его маршруту, агрегируемые в центре, доступны на сайте и в мобильном приложении для пассажиров. С помощью приложения пассажир может определить, во сколько ему лучше подойти к остановке или выстроить маршрут до заданной остановки.

Данный опыт внедрения цифровых решений уже показал свою эффективность. Например, за год в Тверском регионе количество ДТП с участием общественного транспорта сократилось на 67%, травматизм среди пассажиров снизился на 74%. Ежегодные платежи по налогам и сборам увеличились в семь раз. При этом значительно повысилось качество перевозки и точность выполнения расписания, что отметили горожане: 88% жителей региона удовлетворены работой новой транспортной системы.

Цифровые решения максимально упрощают управление транспортным предприятием и повышают качество работы перевозчиков. Это подтверждают реальные примеры их внедрения. Организация транспортного обслуживания с точки зрения мобильности как услуги и создание единой цифровой транспортной платформы – неотъемлемая часть построения экосистемы «умного города» и реализации национального проекта «Цифровая экономика».

Ожидается, что к 2024 году треть российских регионов будет работать на цифровых платформах региональной мобильности в рамках национальной инициативы «Зеленый цифровой коридор пассажира». Она предполагает создание цифрового профиля пассажира, в основе которого будут лежать его биометрические данные. Благодаря этому идентификация человека при регистрации/оплате поездки будет проводиться по его лицу. Цифровые системы, наподобие той, с которой работает «Мовиста Регионы», уже способны выгружать нужные кластеры информации для валидации поездки. Дальнейшее развитие их возможностей обеспечит эффективный и оперативный запуск такой современной функции, сделав поездку еще более комфортной.