Ориентация на устойчивость является приоритетной в рамках развития инфраструктуры России



Национальный Центр ГЧП и ВЭБ.РФ к Петербургскому международному экономическому форуму подготовили исследование «Устойчивое развитие и инфраструктура: обзор трендов в России и мире».

Как отмечается в исследовании, развитие устойчивой и качественной инфраструктуры является важной составляющей экономического роста. Участники финансового рынка при принятии решения о финансировании проектов все чаще обращают внимание на влияние экологических, социальных и управленческих факторов, и на то, как интеграция этих факторов может обеспечить решение проблем устойчивого развития.

Сегодня глобальный рынок устойчивой инфраструктуры активно развивается - формируются новые инструменты зеленого финансирования проектов, разрабатываются международные инициативы по стимулированию устойчивой инфраструктуры.

Россия пока уступает развитым странам по темпам реализации принципов устойчивости и строительству устойчивой инфраструктуры. На текущий момент в стране реализуется небольшое количество таких проектов в сферах ВИЭ, зеленого транспорта и ТКО. При этом принципы устойчивости включены в национальные цели развития до 2030 года. А вот рынок устойчивого финансирования только начинает развиваться. Как следует из обзора, на данный момент насчитывается 19 выпусков зеленых и социальных облигаций российских эмитентов на сумму около $3 млрд, многие из которых размещены на Московской бирже. Однако сектор имеет значительные перспективы развития: по прогнозам рынок зеленого финансирования в России вырастет к концу 2021 г. до 250 млрд руб.

Чтобы оценивать проекты на их соответствия критериям устойчивости, страны вводят специальные инструменты сертификации. В обзоре приводятся несколько типов таких инструментов: отраслевые стандарты отчетности SASB в инфраструктуре, CEEQUAL, Envision (США и Канада), стандарт SuRe, GRESB Infrastructure и другие. По мнению авторов, в России таких инструментом оценки может стать Национальная система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS, разработанная ВЭБ.РФ совместно с Национальным Центром ГЧП и АИКОМ при поддержке Минфина России. IRIIS может быть применена для оценки широкого спектра инфраструктурных проектов. В мае 2021 года завершился первый этап пилотной апробации IRIIS. Первым проектом, который прошел пилотную оценку, стал проект «Создание нового выезда из г. Уфа на автомобильную дорогу М-5 «Урал». Проект успешно прошел сертификацию и совокупно набрал 1879 баллов из 3000, что соответствует золотому уровню достижения.

В исследовании также приводятся основные международные тренды развития устойчивой инфраструктуры, приоритетные направления и оценки влияния пандемии. Авторы подробно останавливаются на формировании и реализации концепции устойчивого развития и роли инфраструктуры в этом. Отдельная глава посвящена устойчивому развитию и инфраструктуре в России, где в том числе затрагивается финансирование этой сферы.

С обзором можно познакомиться в библиотеке платформы «РОСИНФРА».