Перспективы ГЧП для промышленных проектов и обеспечения технологической независимости

Денис Ноздрачев

ООО «ВЕБ ИНФРАСТРУКТУРА»



ИнфраВЭБ совместно с Центром законодательных инициатив ВЭБ.РФ выступил с предложением начать обсуждение более широкого применения механизмов ГЧП для реализации промышленных проектов. Перспективам ГЧП в промышленности была посвящена одна из сессий Российской недели ГЧП. Модератор дискуссии, генеральный директор ИнфраВЭБ Денис Ноздрачев резюмировал основные выводы и предложения участников.

В последнее время в России стали активнее обсуждать применение механизмов ГЧП в промышленных проектах. Законодательство о концессии и ГЧП позволяет реализовывать проекты в сфере промышленности. Также с использованием механизмов ГЧП можно создавать транспортную, энергетическую и иную инфраструктуру, необходимую для полноценного функционирования производств. Преимуществом ГЧП является распределение рисков между участниками проекта. Государство обеспечивает бюджетное софинансирование капитальных и эксплуатационных расходов, может обеспечивать минимальный гарантированный доход, а инвестор, в свою очередь, привлекает долговое финансирование для реализации инвестиционной программы промышленного предприятия.

Кроме того, в стратегически значимых отраслях, где необходимо обеспечить технологическую независимость, ряд мер господдержки могут стать более эффективными через применение ГЧП-модели. В частности, действующие в сельском хозяйстве механизмы поддержки по компенсации части капитальных затрат консервативно воспринимаются финансирующими организациями в связи с отсутствием каких-либо гарантий по применению этого механизма по завершению строительства. Возможно эффективно распределить риски через соглашение о ГЧП/ концессионное соглашение, в котором четко прописаны обязательства каждой из сторон в понятном для финансирующих организаций формате.

О потребностях в донастройке механизмов поддержки на примерах личного опыта реализации крупных промышленных проектов рассказало руководство госкорпорации «Росатом», группы компаний «Автобан», компании «Элемент». Что предпринимается сегодня для корректировки нормативно-правового регулирования для решения озвученных задач сообщил спикер Центра законодательных инициатив ВЭБ.РФ.

Как подчеркнули участники сессии, частные производственные компании при поддержке органов власти и институтов развития могли бы стать локомотивами создания новых и расширения существующих производств, продукция которых критически необходима для продолжения социально-экономического развития страны. Эффективным механизмом реализации таких проектов могло бы стать государственно-частное партнерство.

В рамках отдельной сессии, посвященной расширению палитры инструментов взаимодействия бизнеса и власти, опыт применения универсальных механизмов поддержки и квази-ГЧП на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассмотрела управляющий директор службы инвестиционных соглашений ИнфраВЭБ Светлана Дубинчина.

Как заметила эксперт, особенность ХМАО - высокий уровень обеспеченности бюджетных расходов, благодаря чему в регионе есть возможность реализовывать, как классические ГЧП-модели, так и квази-ГЧП. Однако большинство регионов не имеют такого уровня обеспеченности и нуждаются в привлечении заемного финансирования и мер прямой бюджетной поддержки, что делает концессии, ГЧП и офсетные контракты ключевыми механизмами для реализации новых проектов, в том числе для решения задач импортозамещения и развития промышленного производства.

Активная дискуссия о потенциале использования ГЧП в промышленности состоялась с участием ключевых спикеров мероприятия при подведении основных итогов Недели ГЧП. По мнению ряда экспертов, для эффективности ГЧП в промышленности потребуется основательная проработка нормативного регулирования с учетом возможных рисков со стороны финансирующих организаций, возможность отбора проектов, которые могут претендовать на использование механизма ГЧП, а также регулирование механизмов стимулирования на промышленную продукцию, производство которой целесообразно поддерживать через механизм ГЧП.

Как отметил первый заместитель генерального директора ИнфраВЭБ Дмитрий Твардовский, сегодня необходимо задействовать максимум возможностей для обеспечения импортозамещения и развития промышленности, для чего имеет смысл предоставить инвесторам широкий спектр эффективных мер поддержки и подбирать наиболее подходящее решение под конкретный проект.