В Москве подписано концессионное соглашение по строительству моста через реку Лена в районе города Якутска. Документ подписали министр экономики Якутии Майя Данилова и член совета директоров группы "ВИС" Сергей Ромашов. В церемонии приняли участие глава республики Айсен Николаев, генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов и председатель совета директоров "ВИС" Игорь Снегуров, говорится в совместном сообщении госкорпорации и группы.

По словам главы Якутии, мост станет важным стратегическим звеном магистральной инфраструктуры России - "обеспечит пространственную связность Дальнего Востока и Арктики". "Ленский мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, крупнейший речной порт и международный аэропорт. В перспективе – это основной элемент будущей трассы Иркутск - Магадан", - подчеркнул Николаев.

ООО "Восьмая концессионная компания" (входит в группу "ВИС") подала частную концессионную инициативу в декабре 2019 года. о итогам конкурентных процедур, завершившихся 17 января 2020 года, было принято решение о подписании соглашения. Управляет "Восьмой концессионной компанией" консорциум "Ростеха" и "ВИС".

"Фактически стартовал первый этап - изыскательские работы, в ходе которых предстоит детально проработать проект, определить его финальную стоимость, подготовиться к госэкспертизе. Параллельно во взаимодействии с администрацией республики, партнерами из группы "ВИС", федеральными ведомствами необходимо решить ключевые вопросы финансирования проекта. Построение удобной, современной инфраструктуры для комфортной жизни людей, развития экономики регионов и страны – такая задача поставлена президентом в рамках приоритетных проектов. Содействовать ее решению призвано наше партнерство", - прокомментировал подписание Чемезов.

Точный размер капитальных затрат по проекту будет определён по итогам проектирования и прохождения госэкспертизы. Внебюджетные средства могут составить порядка 30 млрд руб. Жизненный цикл проекта – 25 лет. Из них шесть лет отведены на проектирование и строительство и 19 лет на эксплуатацию концессионером.

"Практическая работа стартует с сегодняшнего дня, так как сроки для такого амбициозного проекта у нас очень сжатые. Создана межведомственная рабочая группа, разработана пошаговая дорожная карта. На место строительства оперативно перебазируются специалисты и техника для начала изыскательских работ «со льда». Заказаны космические снимки участков трассировки, после завершения инженерных изысканий будет разработан детальный топографический план. Строительство будет вестись с применением современных технологических решений, включая BIM-технологии", – рассказал Снегуров.

В последние 40 лет вопрос о необходимости моста через Лену не раз поднимался на государственном уровне. Из-за отсутствия круглогодичного сухопутного сообщения между Восточной и Западной частью Якутии 80% её населения не имеет связи с «большой землёй» 5 – 6 месяцев в году. Новая мостовая переправа позволит сократить затраты на обеспечение «северного завоза» более чем на 4 млрд рублей в год и придёт на смену небезопасным зимникам и переполненным паромам, которые работают на реке летом. Планируется, что с запуском в эксплуатацию моста пассажиропоток вырастет до 8 млн человек в год. Совокупный положительный эффект на рост ВРП республики может составить до 3% ежегодно.