
В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий порядок приватизации объектов ЖКХ. Цель документа – исключить передачу коммунальной инфраструктуры частным компаниям в обход требований законодательства о проведении торгов и передаче инвестиционных обязательств. Проект включает требование о соблюдении этих процедур при продаже объектов ЖКХ унитарными предприятиями и госкомпаниями — сейчас такие требования формально их не касаются. Предполагается, что поправки обеспечат недискриминационный доступ бизнеса к объектам ЖКХ, а также поз.
В документе идет речь о приватизации объектов тепло- и горячего водоснабжения, принадлежащих компаниям с долей государственного участия свыше 50% или государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП). Инфраструктура холодного водоснабжения приватизации не подлежит.
В настоящее время по закону объекты ЖКХ могут быть переданы по договору аренды либо в рамках концессионного соглашения. Но они также могут быть закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за ГУП и МУП и на сделки по продаже такого имущества действие закона о приватизации не распространяется. Это позволяет частным компаниям избегать инвестиционных обязательств при приобретении объектов ЖКХ. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, в результате объекты ЖКХ закреплялись за унитарным предприятием, а затем продавались «конкретному лицу без соблюдения конкурентных процедур и установления эксплуатационных и инвестиционных обязательств в отношении такого имущества».
После принятия законопроекта сделки по продаже объектов ЖКХ государственными и муниципальными унитарными предприятиями будут попадать под действие закона о приватизации. Поправками также вводится обязанность госкомпаний проводить аукционы или конкурсы при продаже объектов тепло- и водоснабжения частным организациям. На них действие закона о приватизации не распространяется, однако такое требование планируется внести в закон о защите конкуренции — по аналогии с нормами о заключении договоров аренды или купли-продажи госсобственности, поскольку фактически такие компании находятся под управлением государства. К новому собственнику также перейдут обязательства по реконструкции, модернизации и эксплуатации сетей.