Правительство согласилось вывести ГЧП и концессии из-под действия законопроекта о защите инвестиций



Во вторник, 4 ноября, на совещании в правительстве первый вице-премьер Андрей Белоусов согласился вывести государственно-частные проекты из-под действия законопроекта о защите и поощрении капиталовложений. Об этом «Ведомостям» рассказали три федеральных чиновника и человек, близкий к одному из участников рабочей группы по доработке законопроекта. Представитель Минфина не комментирует поправки в законопроект, пока они обсуждаются в правительстве.

Законопроект был принят Госдумой в первом чтении в конце 2019 года. Его положения критиковали президент Сбербанка Герман Греф, президент РСПП Александр Шохин, замминистра транспорта Иннокентий Алафинов. На исключении ГЧП из-под действия законопроекта настаивали крупнейшие участники рынка инфраструктуры. В январе 2020 года президент Владимир Путин требовал быстрее принять документ, который чиновники окрестили «инвестиционным кодексом«. О важности закона для привлечения инвестиций говорил сразу после своего назначения новый председатель правительства Михаил Мишустин.

Подготовленный Минфином законопроект обещает инвесторам неизменные условия ведения бизнеса. Однако, улучшая среду для вложений в промышленность, документ резко ограничил свободу инвестиций в дорогие и долгосрочные инфраструктурные проекты.

»Инициатива Минфина, без преуменьшения, сплотила все инвестиционное сообщество«, – указывает партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин, предлагалось «зарегулировать все возможные сферы, в том числе давно и успешно работающие концессии». У инвесторов было много претензий к законопроекту. Например, он отдает приоритет поддержке проектов, которые приведут к росту бюджетных доходов, что может ограничить строительство социальной инфраструктуры. А предусмотренный документом обязательный аудит проектов, претендующих более чем на 1 млрд руб. господдержки, увеличит сроки их подготовки, предупреждал Алафинов. Проблемы возникнут и с финансированием ГЧП и концессий: любые расходы бюджета пришлось бы обосновать и согласовать с государством, а в таких проектах они могут возникнуть при наступлении условий, предусмотренных соглашением с инвестором, например при его досрочном расторжении или компенсации недополученного дохода. Еще одна проблема – по концессиям государство может гарантировать окупаемость инвестиций в течение 40 лет, а законопроект сокращал этот срок вдвое.

К моменту принятия законопроекта в первом чтении о необходимости его серьезной доработки говорили председатель Госдумы Вячеслав Володин, сам Белоусов, помощник президента Максим Орешкин, работавший тогда министром экономического развития. Будут ли выведены из-под действия законопроекта проекты ГЧП и концессии – ключевой вопрос, признавал председатель комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев.

В конце декабря курировавший разработку проекта замминистра финансов Андрей Иванов говорил, что ведомство не готово пойти на это, необходимость новых ограничений он объяснил неконтролируемыми бюджетными рисками, которые возникают при подписании концессионных соглашений, например, из-за гарантий доходности инвестиций. Никто не знает, сколько концессий и ГЧП подписано, риски для государства оцениваются в 3 трлн руб., рассказывал Иванов и предлагал создать реестр таких соглашений.

Теперь нормы, ограничивающие инвесторов в инфраструктуру, не будут включены ни в основной законопроект о защите инвестиций, ни в сопровождающие его поправки в другие законы, говорит человек, близкий к доработке.