Правительство возьмет под контроль бюджетные обязательства в рамках концессий и ГЧП



Правительство на заседании одобрило два законопроекта, повышающих степень контроля за бюджетными обязательствами в рамках концессий и ГЧП, пишет «Ъ».

Ранее институт концессий критиковали за непрозрачности учета обязательств бюджетной системы: экспертные и ведомственные оценки объема забалансовых рисков расходились в десять раз (от 300 млрд руб. до 3 трлн руб.). Связана эта проблема с тем, что в таких проектах помимо прямых бюджетных обязательств есть и большой объем условных расходов, которые трудно прогнозируемы.

Один из законопроектов предполагает более детальный учет возможных бюджетных рисков — сейчас в рамках согласования проекта публичная сторона, как правило, направляет в минфин (федеральный или региональный, в зависимости от объекта концессии) проект соглашения, предусматривающий прямые бюджетные расходы. Теперь же предлагается обязать публичную сторону также предоставлять информацию о возможных обязательствах бюджетов и условиях их наступления. Касается это и инвесторов, выступающих с инициативой о реализации проекта: при подаче предложения о заключении соглашения также потребуются сведения о таких рисках.

Замглавы Минэкономики Илья Торосов поясняет, что, «учитывая объемность соглашений, представление информации о планируемых бюджетных расходах позволит оптимизировать процесс рассмотрения проекта соглашения органами власти до его заключения — никаких барьеров мы не вводим». При этом в случае возникновения дополнительных бюджетных расходов на стадии реализации проекта законом предусмотрена процедура внесения изменения в соглашения — расторжение не потребуется.

Вводиться такая практика будет начиная с наиболее дорогих федеральных концессий — с 2023 года. С 2024-го новое требование будет распространено и на региональные соглашения, а с 2025-го — на муниципальные.

Как отмечает издание, такой подход развивает уже на уровне закона логику Белого дома в решении вопроса учета бюджетных рисков: в январе 2021 года постановлением правительства был введен мониторинг концессий и ГЧП-проектов на базе ГИС «Управление», в которую должны загружаться сведения об условных и прямых расходах бюджетной системы.

Вице-президент, директор центра регуляторной политики Центра стратегических разработок Екатерина Папченкова считает, что информирование финансовых органов о возможных условиях, которые могут повлечь за собой бюджетные расходы,— это правильная практика, соответствующая зарубежному опыту. Однако, добавляет она, проект не решает вопросы планирования и учета таких обязательств, а также оценки забалансовых обязательств, как, например, в США или Евросоюзе.

Как отмечает гендиректор Национального Центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Павел Селезнев, поправки позволят сократить сроки принятия решений о реализации проектов, поскольку у всех участников на публичной стороне будет понятный инструментарий, позволяющий иметь уверенность, что расходы учтены в бюджете на весь жизненный цикл проекта. Однако, добавляет Павел Селезнев, никаких точных оценок бюджетных обязательств в сфере ГЧП быть не может, пока не будет понятно, как их считать. Сейчас, по его словам, по этому вопросу ведется «большая методологическая работа».