Президент «Трансмашхолдинга» предложил перенести портовые мощности из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу

Источник фото: Коммерсант


Президент «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Андрей Бокарев в своем письме от 16 марта президенту Владимиру Путину предложил новый проект редевелопмента территории Большого порта Санкт-Петербург грузооборотом 60 млн тонн, пишет «Ъ».

Предполагается, что более 20 объектов с территории города, включая «Морской порт Санкт-Петербург» и «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (входят в Первую портовую компанию Владимира Лисина), Балтийский балкерный терминал («Уралкалий»), Первый контейнерный терминал и «Петролеспорт» (Global Ports), Балтийский судомеханический завод и т. д. будут перенесены в Усть-Лугу.

Там расположен «Усть-Луга Ойл» (48,99% принадлежит бизнесмену), а также «Ростерминалуголь» УГМК (является совладельцем). Убрать с территории Петербурга предлагается входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтийский завод, «Северную верфь», «Адмиралтейские верфи», а также Кировский завод.

На высвобожденных 600 га бизнесмен предлагает построить новый район — жилую и коммерческую недвижимость с объектами социальной инфраструктуры и культуры общей площадью 4,8 млн кв. м. Выручка резидентов территории составит 130 млрд руб. в год, а после реализации проекта — 1,5 трлн руб., инвестиции в развитие порта — 440 млрд руб.

Проект можно реализовать за счет средств инвесторов с использованием инструментов ГЧП при участии ВЭБ.РФ, а группа инвесторов с акционерами ТМХ готова выступить оператором проекта на основе создаваемой «Корпорации развития портов Северо-Западного региона», отмечает Бокарев.

Согласно визе президента на документе, премьер-министру Михаилу Мишустину поручено проработать предложение с министерствами и субъектами федерации. В Минтрансе и Минэкономики сообщили “Ъ”, что изучают вопрос. В аппарате вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова изданию заявили, что проект соответствует мировой практике размещения мощностей за городом, но в его основе должна лежать просчитанная экономическая финансовая модель, балансирующая интересы всех участников. В ВЭБ.РФ говорят, что в курсе данной инициативы, «проект масштабный и требует всестороннего анализа». «Правительству Ленинградской области эта инициатива известна, но в настоящий момент совместно с администрацией Санкт-Петербурга мы анализируем представленные предложения»,— заявили в пресс-службе губернатора Александра Дрозденко. Порт Усть-Луга готов принять весь заявленный грузооборот на действующих и строящихся терминалах, отмечают там.

По словам собеседников “Ъ”, правительство Петербурга не готово отказаться от крупных налогоплательщиков порта, отдав их в Ленинградскую область.

В ГК «Дело» (принадлежит 30,75% Global Ports) отмечают, что аналогичные проекты в других странах реализовались после тщательного и глубокого обсуждения. Владельцев активов в порту пока никто ни о чем не спросил, подчеркивают там. К проекту очень много вопросов — как будет происходить процесс релокации терминалов, обеспечиваться непрерывность обработки грузопотока, на каких условиях будет выделяться земля в Усть-Луге, как будут компенсированы уже понесенные затраты инвесторов и т. п., говорят в «Деле». В «Первой портовой компании» считают проект нецелесообразным. Его анализ должен учитывать не только доходы от продажи недвижимости, но и расходы на создание дублирующей инфраструктуры и перенос перевалки с учетом интересов десятков стивидоров и сотен компаний, осуществляющих свою деятельность в порту, равно как и тысяч работников портов, говорят там.