Привлечение частных инвестиций в развитие «умных» и комфортных городов

Светлана Дубинчина

АО «ИнфраВЭБ»



В начале марта замминистра строительства и ЖКХ России Константин Михайлик призвал не отказываться от реализации в регионах проектов «умных» городов. Развитие системы «Умный город» в регионах стало одной из ключевых тем и на прошедшем Красноярском экономическом форуме. Управляющий директор службы инвестиционных соглашений ИнфраВЭБ Светлана Дубинчина рассказала о перспективах внедрения «умных» решений на региональном уровне, в том числе с использованием концессионного механизма, а также о законодательных инициативах в этой области.

Учитывая новые санкционные ограничения, задача по наращиванию потенциала в развитии цифровых сервисов приобрела еще большее значение в сохранении комфортной жизни горожан. Комплексная поддержка цифровой трансформации подразумевает и поддержку кадров, и стимулирующие меры, включая дополнительные финансовые инструменты, и законодательное регулирование. Для развития IT-отрасли только в последнее время было принято несколько важных государственных решений. В частности, подписан Указ «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации», который позволит обеспечить ускоренное развитие отрасли информационных технологий.

За последние несколько лет Россия столкнулась с рядом серьезных социальных и экономических вызовов, усиливших значимость развития информационных технологий. Одним из них стал запрос на цифровую трансформацию в период пандемии. Он привел к созданию большого количества информационных сервисов, вызвавших стихийное формирование новых цифровых систем на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Это, с одной стороны, дало толчок к общему развитию цифровых систем, но и сформировало острую потребность в систематизации процессов для их эффективного взаимодействия. Ключевой проблемой стало отсутствие общей архитектуры информационных платформ, способных стать универсальными для использования в различных регионах.

Запрос на создание современных комфортных городов – один из главных запросов граждан и занимает важное место в перечне стратегических социально-экономических задач развития страны. Благодаря реализации национального проекта «Цифровая экономика» в регионах и городах цифровые платформы обеспечивают 4 основных блока повышения комфорта современной жизни граждан: транспорт, городское хозяйство, правопорядок и экология.

Если говорить о реализации таких проектов в формате концессионных соглашений, то среди уже реализованных и потенциально необходимых к тиражированию на региональном уровне можно выделить:

  • системы учета обращений граждан
  • региональные системы государственных закупок (планирование и исполнение)
  • региональные бюджетные системы
  • региональные медицинские информационные системы
  • единый интеграционный сервис (РИП БГ на базе Системы-112)
  • системы контроля эффективности и выполнения целевых показателей по отраслям (монитор ответственных руководителей)
  • региональные геоинформационные системы
  • системы электронного документооборота
  • региональная платформа интеллектуального видеонаблюдения

На муниципальном уровне это такие сегменты, как:

  • координация и взаимодействие служб и ведомств
  • вовлечение граждан в решение вопросов городского развития
  • градоуправление и градостроительство
  • прогнозирование и моделирование угроз техногенного характера

Лидеры и отстающие

Проведенный анализ реализованных проектов показал, что в каждом из блоков есть ряд направлений, требующих более активной проработки. Так, среди транспортных систем широко представлены системы фото- и видеофиксации, управления парковками, при этом в регионах представлены значительно меньшее число проектов, направленных на транспортное прогнозирование и информирование участников дорожного движения. В экологии менее развиты сервисы по параметрическому мониторингу почвы, проверка сведений об эконарушениях и прочее.

Синхронизация и комплексный подход

Важно учитывать, что в системе «Умный город» / «Цифровой регион» вопросы экологии, правопорядка и городского хозяйства взаимосвязаны, так как направлены на общую цель – создание безопасных и комфортных условий жизни горожан. Это требует синхронизации работы территориальных служб и ведомств, а также использование возможностей концессионных соглашений, способных обеспечить реализацию масштабных проектов.

Законодательное регулирование

Поддержка IT-отрасли на данный момент сталкивается с рядом законодательных пробелов, сдерживающих стимулирующие меры развития, в том числе возможности использования механизмов государственно-частного партнерства. Среди наиболее существенных пробелов можно отметить:

  • Смешение в одном объекте различных категорий объектов VS требование о недопущении нарушения конкуренции.

При этом данный сдерживающий фактор менее ощутим в проектах, где функция IT обслуживающая и имеет меньшую стоимостную нагрузку («умное» освещение) и IT элемент рассматривается как неотделимая часть всей системы

  • Распределение полномочий между субъектом РФ и муниципальным образованием и принцип распределенности бюджета VS потребности формирования единых платформ для нескольких публичных образований.

Это наиболее острый вопрос. Частично его решить можно путем разделения вопросов финансирования и структурирования сделок. Так, концессионное соглашение структурируется на уровне муниципального образования, а бюджетное софинансирование осуществляется в рамках межбюджетных трансфертов от субъекта.

  • Неурегулированность процессов проведения совместных конкурсов (за исключением ЖКХ) и совместного рассмотрения ЧКИ
  • Штучность / нетиражируемость проектов, что предполагает приоритетный выбор в пользу заключения концессионного соглашения на основании ЧКИ, это в свою очередь влечет неурегулированность вопросов об установлении условия о плате концедента в рамках данной процедуры
  • Прямой запрет на участие муниципальных образований как публичных партнеров в МЧП и неопределенность в части участия их в качестве концедентов в концессиях.
  • Долгосрочный характер инвестиционных проектов VS ограниченные возможности потребителя (бюджетного учреждения, иных организаций с госучастием) по предоставлению долгосрочных гарантий в части закупки услуг частного партнера/концессионера.

В условиях существующих ограничений есть несколько моделей структурирования проектов:

  • вокруг отдельных полномочий субъектов РФ, которые покрываются компетенцией субъекта РФ;
  • передача полномочий муниципальных образований на уровень субъектов РФ (широко не применяется, однако может быть использован для реализации проектов на межмуниципальном уровне);
  • правовая модель вовлечения муниципальных образований в проекты ГЧП посредством муниципальных закупок у частного партнера (концессионера), которая предполагает оплату товаров / работ / услуг частного партнера со стороны муниципальных образований или муниципальных организаций.

Предлагаемые законодательные изменения

Для решения пробелов нормативного регулирования разработан законопроект, направленный на формирование нормативной среды для урегулирования узких моментов. Документ подготовлен в рамках экспертной группы при комитете РСПП по инновациям и инвестициям и Комитета по МЧП при ОКМО и активном участии экспертов организаций подведомственных Минцифры и специалистов ИнфраВЭБа.

Среди предлагаемых инициатив для реализации концессионных проектов предусмотрены:

  • возможность множественности с публичной стороны;
  • допустимость муниципального участия в качестве публичного партнера в соглашениях МЧП;
  • структурное регулирование совместных конкурсов при участии нескольких публично-правовых образований;
  • введение регулирования для процедуры ЧКИ при совместном рассмотрении несколькими публичными образованиями единой заявки.

Кроме того, участники проекта получат возможность закупок у концессионера или ЧП, как единственного поставщика, при соблюдении правил конкуренции. Также предлагается выработать правила формирования многофункциональных платформ как единого объекта, при обеспечении конкуренции.

Потребность указанных дополнений в законодательстве объясняется необходимостью упрощения процедур и исключением факторов нормативной неопределенности, снижения стоимости подготовки таких проектов и повышения конкуренции для формирования основной архитектуры продукта «Умный регион» на уровне субъектов РФ, интегрированного с муниципальными сервисами и платформами.