
Субъекты РФ получат право самостоятельно определять санкции для нарушителей проезда по платным дорогам и направлять собранные штрафы в местные бюджеты, следует из законопроекта Минтранса, пишет «Ъ».
Подготовленный Минтрансом законопроект вносит изменения в ст. 12.21.4 КоАП, в которой установлен штраф за проезд по платным дорогам без оплаты (действующая санкция составляет 1,5 тыс. руб. для легковых авто, 5 тыс. руб.— для грузовиков и автобусов). «Проект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направлен на заключение в Минюст,— рассказал «Ъ» источник, знакомый с разработкой документа.— До конца года планируется внести законопроект в правительство». Официальных комментариев Минтранс в понедельник не предоставил.
Как напоминает «Ъ», минувшим летом Минтранс предложил применять упомянутый штраф только на дорогах федерального значения, разработав законопроект. Регионы, считают в ведомстве, должны устанавливать санкции сами, а собранные штрафы направлять в региональные бюджеты. «Анализ правоприменительной практики отражает необходимость создания условий, позволяющих субъектам устанавливать ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автодорогам регионального, межмуниципального и местного значения, участкам таких дорог»,— говорится в пояснительной записке.
В октябре поправки дополнили уточнениями («Ъ» ознакомился с текстом): при получении штрафа с камеры за неоплату проезда не будет действовать презумпция невиновности (по аналогии с автоматическим штрафами ГИБДД).
Вопрос назначения санкции за проезд и сбора штрафов актуален прежде всего для Москвы. Столичные власти, напомним, планируют с 1 января 2023 года ввести плату за транзитный проезд по Московскому скоростному диаметру, где будет действовать как раз безбарьерная система оплаты.
«Финальная версия законопроекта еще не принята,— заявили в понедельник “Ъ” в пресс-службе департамента транспорта Москвы.— В случае принятия изменений мы будем ориентироваться на утвержденный документ». Тарифы за проезд по МСД до сих пор не объявлены: мэрия Москвы закончила 1 октября собирать предложения от жителей. «В настоящий момент мы прорабатываем и анализируем предложения, по итогам будет сформирована единая концепция»,— рассказали в департаменте транспорта.
В октябре Минтранс направил законопроект в рабочую группу «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины. Входящие в нее эксперты поправки не поддержали.
«Учитывая тот факт, что региональная нормативная база всегда более консервативна и меняется медленно, имело бы смысл не выделять только платные автодороги федерального значения, а, наоборот, добавить в КоАП еще региональные и муниципальные,— заявили “Ъ” в группе ВИС.— Внесение изменений в федеральный закон, который имеет верховенство, позволило бы унифицировать правила для всех пользователей платной инфраструктурой. Единые требования и правила дадут возможность регионам пользоваться федеральным законом и снять с себя принятие зачастую непопулярных мер, а пользователи платных дорог на всей территории страны будут существовать в едином правовом поле».