Россия планирует выделить $1,5 млрд на развитие международного транспортного коридора «Север – Юг»

Источник фото: Pxhere.com


Россия планирует выделить $1,5 млрд на развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» до 2030 года, говорится в презентации Минтранса России, с которой ознакомились «Ведомости». Подлинность документа подтвердил источник, близкий к министерству.

Согласно презентации, в рамках развития МТК «Север – Юг» планируется участие РЖД в строительстве линии от пограничного города Астара в Азербайджане до города Решт в Иране (164 км) и электрификации линии Гармсар – Инче-Бурун (495 км) в Иране.

Соглашение о создании коридора «Север – Юг» подписано в 2000 году и ратифицировано двумя годами позднее. В дальнейшем к нему присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция. Как пишут «Ведомости», по МТК проходят три маршрута: транскаспийский предусматривает проход грузов через порты Астрахани и Махачкалы, западный – транспортировку по Азербайджану до пограничной станции Астара, восточный – железнодорожный маршрут из России с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен – Серахс.

Для полноценного функционирования маршрута нужно достроить недостающий железнодорожный участок между Рештом в Иране и Астарой в Азербайджане. Сейчас грузы на этом участке перевозятся автотранспортом. Строительство этой линии оценивалось в $2 млрд. Азербайджан в 2017 году выделил Ирану льготный кредит в размере $500 млн.

По данным Института экономики и развития транспорта, объем перевозок грузов по российской части МТК в 2020 г. составил 6,3 млн т. Предполагаемая пропускная способность коридора составляет до 30 млн т грузов в год. Он позволяет довезти груз из Мумбаи в Санкт-Петербург в срок от 15 до 24 дней. Доставка через Суэцкий канал составляет от 30 до 45 дней.

Строительство железной дороги от Решта до Астары позволит увеличить грузопоток по коридору на 3–10 млн т в год, следует из презентации Минтранса.

19 июля 2022 г. во время своего официального визита в Тегеран президент Владимир Путин подтвердил готовность российской стороны построить железнодорожную ветку от Решта до Астары. Путин напомнил, что в июле по восточной части коридора «Север – Юг» прошел первый железнодорожный состав из России с заходом в южные порты Ирана, Персидский залив и в Индию.

Пресс-служба правительства и Минэкономразвития перенаправили вопросы в Минтранс, где на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель РЖД также не ответил на запрос.

Второй предполагаемый железнодорожный проект в Иране с участием России – это электрификация линии Гармсар – Инче-Бурун. Он стартовал еще в начале 2017 г. и предполагал модернизацию железной дороги протяженностью 495 км и строительство инфраструктуры электроснабжения. Также предусматривались поставка 40 локомотивов, рельсов и стрелочных переводов из России и обеспечение их техподдержки, пишут «Ведомости». Общая стоимость проекта составляла 1,2 млрд евро. Финансироваться стройка должна была за счет пятилетнего экспортного кредита правительства России Ирану со ставкой 2,77% годовых. Но в апреле 2020 года РЖД сообщила о прекращении работы по проекту без объяснения причин.

Реализация иранских проектов может занять 3–5 лет, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Несмотря на ориентировочную стоимость реализации двух проектов в $3,5 млрд, с учетом уже вложенных средств и снижения цен на стройматериалы «можно уложиться в $1,5–2 млрд», полагает управляющий директор рейтинговой службой НРА Сергей Гришунин. Окупаемость будет достигнута в течение 10–15 лет, рассчитывает он. Скорость транспортировки грузов в данном направлении может вырасти в 3 раза при снижении стоимости перевозки на 10–20%, а объем перевозок – вырасти на 10–15 млн т в год, отмечает Гришунин.