РСПП подготовил замечания по вводу инвестиционного портового сбора

Источник фото: Росморпорт


РСПП требует перенести сроки ввода инвестиционного портового сбора на 2022 год или далее «с учетом экономической ситуации», а в 2021 году выполнить обоснование выбора портов, где будет взиматься сбор, и его базовой ставки, узнал «Ъ». Соответствующие предложения были направлены в Минтранс и ФАС (копии писем от 13 ноября есть у “Ъ”).

Если сбор будут взимать с 2021 года, то РСПП предлагает пересмотреть редакцию приказа ФАС и ввести разный размер ставки для различных категорий судов. Также организация хочет ограничить на пять лет предельный максимум годового инвестсбора уровнем 7 млрд руб.

Грузовладельцы считают необходимым расширить перечень портов с 13 до 55, не взимать сбор в портах, построенных за счет частных инвестиций или по концессии, и зафиксировать, что для устранения коррупциогенных факторов единая ставка для всех портов устанавливается в приказе ФАС.

В Минтрансе заверили, что рассмотрят замечания, когда они поступят в министерство. В ФАС сообщили, что решения по установлению инвестсбора приняты правлением службы «в строгом соответствии с законодательством на основании экономически обоснованной тарифной заявки Минтранса». Средства, вырученные от инвестсбора, пойдут на финансирование проектов, утвержденных комплексным планом модернизации инфраструктуры. «Попытки отдельных участников рынка уклониться от участия в выполнении государственных задач, прямо предусмотренных законодательством, не могут быть поддержаны ФАС»,— подчеркнули в ведомстве.

Изменения, позволяющие взимать инвестсбор, были внесены в закон о морских портах в 2017 году. В 2019 году правительство утвердило правила его взимания. В начале ноября ФАС подготовила проект приказа, утверждающего его ставки. Антимонопольное ведомство предложило установить в 2021 году предельный максимальный тариф в 12,31 руб. за единицу валовой вместимости судна, с последующей индексацией в 2022 и 2023 годах.

В письмах бизнес указывает, что с учетом включения портовых сборов во фрахтовую ставку его взимание приведет к увеличению конечной стоимости экспортных грузов. Стоимость захода судна в порт увеличится на 10%, а для контейнеровозов на Дальнем Востоке — в три-четыре раза по сравнению с Китаем.