Президент РСПП Александр Шохин направил замечания к правительственному законопроекту о защите инвестиций председателю комитета Госдумы по экономической политике Сергею Жигареву. «Ведомости» ознакомились с копией документа, ее подлинность подтвердил представитель РСПП. Еще в ноябре Шохин предлагал упростить проект, чтобы он «был понятен бизнесу и не требовал принятия множества подзаконных актов». Сейчас документ готовится ко второму чтению в Госдуме.

Законопроект, призванный закрепить условия для инвесторов, Минфин разрабатывал больше года, но после внесения документа в Госдуму многие инвесторы («Автобан», Сбербанк, Газпромбанк и др.) выступили против одного из его пунктов. По их мнению, новые правила не должны распространяться на концессии и ГЧП, иначе многие инфраструктурные проекты не смогут быть запущены, а уже запущенные остановятся. Против этой нормы выступил в письме и Шохин. Замминистра финансов Андрей Иванов объяснял ее появление тем, что государство должно создать условия для инвесторов, но не гарантировать им выручку, и говорил, что закон будет распространен на новые проекты после двухлетнего переходного периода.

Среди других предложений РСПП – упростить условия подписания соглашений о защите инвестиций, по которым бизнес может получить значительные преференции: в частности, снизить сумму собственных инвестиций в проект с 10 млрд до 3 млрд руб. и учитывать в их составе заемные средства, в том числе акционерные займы. «Если не разрешить использовать акционерные займы в качестве собственных средств, удар по инвестиционной деятельности может быть серьезным», – беспокоится менеджер крупного инвестора в промышленность и инфраструктуру. Акционерные займы компания возвращает с процентами, как и обычный кредит, возврат дивидендами не так надежен, объясняет он.

РСПП предлагает также ограничить проверку проектов Минфином во время аудита (министерство хочет проверять проекты, которые претендуют минимум на 1 млрд руб. господдержки) оценкой эффективности участия государства в инициированных им проектах. Критерии эффективности не раскрыты, а их описание в законопроекте не позволяет оценить значение аудита для рынка инвестпроектов, указывает руководитель практики ГЧП «Шварц и партнеры» Данил Подшивалов: размытость положений затормозит новые проекты.

Поправок и предложений много, исключать ли концессии и ГЧП из-под действия законопроекта – основной вопрос, сказал «Ведомостям» Жигарев, он будет обсуждаться на парламентских слушаниях 20 января, после будет определена позиция депутатов. Законодательство о ГЧП и концессиях относится к регулированию инвестиционной деятельности, поэтому исключать их из-под действия законопроекта по-прежнему не планируется, говорит человек, близкий к участнику рабочих групп по доработке законопроекта. А вот требования к бюджету проектов, которые могут претендовать на подписание соглашения (сейчас – 50 млрд руб.), по его словам, будут исключены. Действие законопроекта, как и предлагает РСПП, планируется распространить на проекты, запущенные после указа президента от 7 мая 2018 г. Уже согласовано снижение суммы собственных инвестиций для аграрных проектов до 500 млн руб., а для промышленных и цифровых – до 1,5 млрд, говорил ранее Иванов. Представитель Минфина отказался от комментариев.

Главный запрос рынка – учесть специфику и практику в сфере ГЧП, считает старший юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Но нужно распространить на концессии правило, что любые сомнения при толковании законодательства всегда должны решаться в пользу концессионеров, предлагает она.