РЖД отказали в повышении тарифов

Источник фото: www.cnews.ru


Первый вице-премьер Андрей Белоусов отправил на доработку предложения ОАО РЖД по финансированию инвестпрограммы за счёт увеличения тарифов. В частности, предполагается повышение цен на порожний пробег на 16%. Сообщается, что ранее потребители возражали даже против более мягкой версии предложений и предлагали монополии вместо повышения тарифов сократить инвестиции.

Источники “Ъ” сообщают, что в четверг планируется провести обсуждение параметров финплана и инвестпрограммы ОАО РЖД с профильными министерствами, ФНС, ФАС и самой компанией. После этого тарифные инициативы монополии будут рассмотрены на заседании правительственной комиссии по транспорту.

Последние предложения ОАО РЖД от 23 октября предполагали плоское повышение тарифа на 3,7%, либо его дифференциацию: снижение на 0,1% цен на груженый пробег и повышение на 15,8% на порожний. Оба варианта обеспечат монополии 1,52 млрд руб. тарифных доходов. При дифференцированной индексации, по расчетам ОАО РЖД, основной удар примут на себя операторы, крупнейшие из которых лишатся более 20% прибыли . Участники рынка уже пообещали переложить потери на грузоотправителей.

Потребители успели централизованно обсудить только предыдущую итерацию быстро меняющихся предложений ОАО РЖД — тогда речь шла о дополнительном повышении тарифа на порожний пробег лишь на 4% при совпадении ряда прочих мер с более поздним вариантом, в том числе отмены льгот на порожний пробег инновационных вагонов, индексация тарифа на перевозку контейнеров на 4%.

Совет потребителей ОАО РЖД в своем заключении от 22 октября отверг этот вариант, напоминая, что уже дважды, в 2018-м и 2019 годах, потребители соглашались на индексацию тарифов сверх утвержденной в 2017 году долгосрочной формулы и эти сохранившиеся до сих пор надбавки только в 2020 году принесут монополии порядка 80 млрд руб. EBITDA. Дальнейший рост тарифов рискует привести к сокращению объемов перевозок. Потребители предложили ОАО РЖД не вводить надбавки, отказаться от выплаты дивидендов по обыкновенным акциям до восстановления устойчивости, зафиксировать налоговую нагрузку на текущем уровне. Также, по их мнению, ОАО РЖД следует скорректировать инвестиции: определить эффективные для монополии или важные для экономики проекты, а некритичные, даже включенные в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ), отложить. Например, речь идет о развитии подходов к портам Северо-Запада или Азово-Черноморского бассейна.