Сервисные услуги по офсету: как инвестиционный механизм поможет повысить качество услуг населению

Дмитрий Новиков

ООО «КОТТОН ВЭЙ»



Грядущие изменения в законодательстве о госзакупках (44-ФЗ) в части заключения офсетных контрактов дадут возможность реализовывать давно созревшие региональные сервисные проекты в социальной сфере, повышая качество жизни. О перспективах использования инвестиционного инструмента на примере проекта «промышленная прачечная как опорная инфраструктура» рассказал заместитель генерального директора по развитию компании Cotton Way Дмитрий Новиков.

Долгое время государственные медицинские, детские сады и другие учреждения оснащались внутренними прачечными для ежедневной стирки постельного белья, спецодежды и других различных текстильных изделий. Речь идет о гигантском обороте многоразовых текстильных изделий, порядка 1500 тонн ежедневно, если грубо.

Со временем так называемый прачечный фонд технологически и морально устарел. В условиях иных приоритетов и ограниченности бюджетов технический износ составил практически 100%, что привело к необходимости проводить капитальный ремонт не только оборудования, но и помещений. Изыскать средства удается далеко не всем, поэтому фактически мы наблюдаем обновление лишь в нескольких учреждениях в рамках одного региона. Важно понимать, что такое обновление чаще заключается в приобретении некоторых единиц оборудования и проведении косметического ремонта, а не внедрении актуальной технологии. Поэтому эффективность самого обновления и в целом внутреннего прачечного хозяйства остается спорной. В особенности внутрибольничные прачечные демонстрируют, как правило, низкий уровень энергоэффективности и автоматизации, спорное качество стирки и негарантированную санитарную безопасность. Есть примеры крайне удручающего состояния, вплоть до производственной небезопасности. К такой характеристике предлагаю отнестись с пониманием. Все-таки речь идет о непрофильной для учреждения функции, стоит ли ожидать критическое бизнес-администрирование и стремление применить последние наработки индустрии.

Тренд последних десятилетий – больницы закрывают свои прачечные, переходя на услуги внешних коммерческих. Во многом это обусловлено наличием рыночного предложения. Статистика в каждом регионе своя, но на сегодняшний день в среднем прачечные еще действуют в 30% больниц.

С внешними прачечными свои нюансы: нестабильное качество услуг, ограниченность производственных мощностей, в ряде случаев используются минимальные технологии. Распространенный срок договоров с больницами всего 1 год. У бизнеса в большинстве своем нет заинтересованности в обслуживании всего региона или же всех учреждений одного города. При этом велико влияние недобросовестной конкуренции: демпинг игроков провоцирует снижение затрат на оказание услуг, что не редко влияет на качество. К развитию своего клиентского портфеля игроки подходят избирательно. Бережное отношение к текстилю заказчика (больниц) вторично.

Между тем я бы не рассматривал проблематику прачечной функции в отрыве от текстильных изделий, какими их видят пациенты, врачи и медицинские работники. Собственно, именно это и является конечным продуктом обсуждаемой непрофильной функции. Достойный внешний вид и гигиеническая безопасность каждого изделия обеспечивается, или должно обеспечиваться, «правильностью» и прачечной, и самого изделия. Одно без другого не дает качественного и заметного результата. Неправильная прачечная портит текстиль. Правильная прачечная не улучшает неправильный текстиль. Поэтому мы можем встретить «серый», а порой и вовсе депрессивный внешний вид постели пациента. 

Формирование рынка аренды текстильных изделий в России

Процесс становления новой отрасли текстильного сервиса начался сравнительно недавно, в 2007 году, в результате реализации ОАО «РЖД» проекта передачи оснащения пассажирских поездов дальнего следования постельным бельем и мягким съемным инвентарем на аутсорсинг. Ввиду высокой капиталоемкости инвесторам были предложены долгосрочные контракты до 15 лет. Результатом проекта стало сокращение непрофильных расходов РЖД более чем на 4 млрд руб. ежегодно, повышение эффективности использования отраслевой инфраструктуры и ее модернизация, разработка и внедрение новых современных стандартов оснащения поездов дальнего следования. Всё это является на сегодня уже устоявшейся нормой для пассажиров и РЖД.

Компании-операторы, успешно реализовавшие проект, занялись освоением новых сегментов. Такими сегментами стали социальная сфера (в первую очередь здравоохранение), индустрия гостеприимства и фитнес-клубы.

С 2012 года мы начали знакомить учреждения здравоохранения с системой аренды чистых многоразовых текстильных изделий (постельное белье, изделия для хирургии, фасонные изделия для пациентов). Речь идет о том, что оператор покупает весь текстиль, привозит, забирает, стирает и возвращает в больницу. При этом оператор отвечает за ассортимент текстиля и его качество, достаточный запас, своевременность поставок и обновление. Больнице же остается только распределять текстиль по отделениям и регулярно передавать оператору в стирку.

Таким образом больницы уходят от устаревшей, непрофильной хозяйственной функции и получают по фиксированной цене возможность закрыть ежедневную потребность в чистом текстиле, переложив максимум ответственности, в том числе за стандарт изделий, на стороннего исполнителя. 

С тех пор сравнивая одну систему с другой, в составе рабочей группы мы провели «аудиты» обеспечения бельем по меньшей мере в двух сотнях больниц и обсудили перспективы проектов с администрациями разных регионов, среди которых Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Башкирия, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Калужская, Тульская, Тюменская, Ленинградская и Московская области, Москва.

Первые больницы решились на пилотирование сервиса в 2013 году. С тех пор число медицинских учреждений, перешедших на аренду мягкого инвентаря, ежегодно растет. Сегодня уже более 100 тыс. коек ежедневно обеспечивается по модели аренды. Есть не один пример объединенного перехода групп учреждений здравоохранения на модель аренды в ряде регионов. Совсем недавно в январе 2022 года, выиграв тендер, мы внедрили систему аренды в 10 учреждениях одного региона. Новые контракты заключают и наши коллеги.

На сегодняшний день суммарный коечный фонд здравоохранения РФ составляет порядка 1 млн коек, 10% из которых обслуживается по модели аренды текстиля, 70% обслуживается по договорам стирки, а оставшиеся 20% обслуживаются собственными прачечными. Потенциал рынка аренды оценивается в 20 млрд руб. С учетом спецодежды для врачей и медицинских работников, в случае если привести систему обеспечения в соответствие, то порядка 100 млрд руб.

Тренд свидетельствует об успешности сервисной модели, но пока рано говорить о трансформации системы обеспечения текстилем в учреждениях социальной сферы, в том числе детских садах. Процесс пока не обрел масштаб, не стал типовым, повсеместным и системным в рамках отдельного региона. Пока для такого масштабирования не созданы достаточные условия, при которых оператор мог бы уверенно инвестировать «в долгую». Внедрение системы аренды в рамках одного региона – это капиталоемкий инфраструктурный проект.

Сегодня условия таковы, что «заказ» разрознен и не стабилен. Максимальный срок договоров с государственными учреждениями составляет только 3 года, что значительно меньше хотя бы срока окупаемости инфраструктурного проекта. Существующие формы классического ГЧП (СГЧП и концессии) хоть и предусматривают долгосрочный проектный период, защищая инвестора на всех этапах, но не делают сам «заказ» стабильным. Ни одного успешно реализованного ГЧП проекта по нашей теме пока нет. 

Фабрика-прачечная Cotton Way в Татарстане

Строительство фабрики-прачечной в Татарстане обусловлено переходом всех медицинских учреждений республики на аренду мягкого инвентаря. Инвестиции в проект составили 1 млрд руб., из них 700 млн было вложено в создание инфраструктуры, а 300 млн – на закупку текстиля. Создано 200 рабочих мест.

В рамках проекта был создан высокотехнологичный производственно-логистический комплекс с высоким уровнем автоматизации, производительностью 30 тонн белья в сутки и постоянным запасом текстильных изделий. Объект предназначен ежедневно обеспечивать чистыми многоразовыми текстильными изделиями и форменной одеждой больницы, детские сады и промышленные предприятия региона по модели аренды. На сегодняшний день обслуживаются практически все учреждения здравоохранения Татарстана (60 медицинских объектов), а также соседнего региона (10 медицинских объектов). Запускается обслуживание детских садов.

Проект, который по своей форме можно отнести к проектам квази-ГЧП, стал результатом заключенного инвестиционного соглашения о намерениях. Услуги аренды многоразовых текстильных изделий предоставляются в рамках заключенных договоров с государственными учреждениями, заключенным по итогам конкурсов. Это первая подобная практика в России.

В результате регион привлек инвестиции и создал опорную инфраструктуру, в первую очередь для всех учреждений социальной сферы, избавив их от сложной и затратной непрофильной функции. Было локализовано высокотехнологичное современное производство с новыми рабочими местами и новыми компетенциями. Реализация проекта также способствует сохранению биологической безопасности оборота текстильными изделиями. Кроме того, региональные власти получили возможность внедрить единый стандарт линейки текстильных изделий и стандартизированную форменную одежду врачей, медицинского персонала и других работников социальной сферы. В результате все это привело к повышению качества услуг населению, в том числе соседнего региона.

В 2020 году в пандемию коронавирусной инфекции Cotton Way оперативно предоставила медицинским работникам, работающим в «красной зоне», новые разработанные многоразовые средства индивидуальной защиты (СИЗы) с полным циклом обслуживания, применяя изолированную технологию обработки. Производственные мощности также позволили обеспечивать многоразовыми СИЗами соседние субъекты.

За весь период проекта регион сократил издержки по этому виду деятельности более чем на 800 млн руб. В 2020 и 2021 годах в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией предоставление многоразовых СИЗов обеспечило экономию порядка 1 млрд руб. в сравнении с потенциальными затратами на одноразовые СИЗ.

Реализованный инфраструктурный проект уже почти 10 лет остается уникальным по своему масштабу, экономическому эффекту, внедренной технологии и вкладу в улучшение качества услуг населению региона. Тем не менее, такой капиталоемкий проект сложно масштабируем в силу повышенных инвестиционных рисков.  

Перспективы тиражирования проекта

Совокупность вышеупомянутых факторов неизбежно тормозит внедрение инновационных технологий по этой части, методов управления системой обеспечения текстилем и ее перевод на современные рельсы по всей стране. Что касается позиции самих регионов, то администрации, как правило, признают проблематику сегмента и поддерживают потенциальные инвестиционные инициативы. Во многом такая позиция обусловлена стремлением локализовать новое производство и привлечь инвестиции в регион. Что касается непосредственных пользователей, больниц и детских садов, то зачастую их парадигмы разнятся. Итоговая позиция «отраслевиков» часто оказывается определяющей, и на фоне неустойчивой перспективы «заказа» масштабные проекты имеют свойство вязнуть, так что до конкурентных процедур дело не доходит.

Тем не менее есть перспективы тиражирования подобных проектов, так как рыночная практика сохраняет положительный вектор, а само законодательство совершенствуется. В частности, в середине этого года ожидается вступление в силу изменений в ФЗ-44 в части условий заключения офсетных контрактов. Офсет распространится на закупки услуг при создании или реконструкции имущества.

Напомню, что отличительной особенностью офсетных контрактов являются встречные обязательства сторон, которые будут включать:

  • Обязательство со стороны поставщика-инвестора – за свой счет создать или модернизировать и (или) освоить на территории субъекта РФ производство для организации услуг и их оказание заказчику;
  • Обязательство со стороны заказчика – включить поставщика-инвестора в специальный реестр единственных поставщиков и в течение оговоренного в контракте срока закупать оказываемую услугу. 

Изменения в законодательстве создадут условия для масштабирования оправдавшего себя сервиса аренды многоразовых текстильных изделий и тиражирования подобных инфраструктурных проектов по всей стране. Так, бизнес получит:

  • Гарантированный долгосрочный спрос на оказываемые услуги.

В связи с тем, что 44-ФЗ закрепляет увеличенный срок офсетного контракта, инвестор получает долгосрочный, до десяти лет, рынок сбыта услуг.

  • Статус единственного поставщика

Данный статус позволяет иным потенциальным заказчикам, расположенным на территории того же субъекта РФ, что и реализуемый проект, заключать госконтракты на поставку оказываемых инвестором услуг, минуя конкурсные процедуры определения поставщика.

В данной инвестиционной конструкции есть и слабые стороны по сравнению с конструкциями ГЧП, в частности, инвестор менее защищен. При этом механизм офсетных контрактов даст возможность публичной стороне запускать перспективные инфраструктурные проекты для государственных заказчиков.

На мой взгляд, данные изменения в законодательстве – это возможность для решения давно назревшей инфраструктурной модернизационной задачи в масштабах страны, сулящей достижение значимых показателей: повышение уровня жизни населения, повышение квалификации и уровня занятости населения, внедрение ресурсосберегающих технологий, дополнительные доходы в бюджетную систему.