Строительство порта «Лавна» опять под вопросом из-за падения цен на уголь

Источник фото: РИА Новости


Из-за падения цен на уголь строительство порта «Лавна» на западном берегу Кольского залива опять под вопросом. Как сообщают источники «Ъ» строительство может быть отложено на неопределенный срок. По их словам, на последних совещаниях представители угольных компаний-инвесторов уже говорили, что терминала «не будет».

Ключевая проблема в том, что грузоотправители так и не подписали обязывающие документы по загрузке терминала на условиях take-or-pay. Как рассказывают источники “Ъ”, 14 августа глава Минтранса Евгений Дитрих на заседании рабочей группы Госсовета по транспорту и энергетике говорил об отсутствии соглашений. По его словам, государство уже вложило в проект 32 млрд руб., а ГТЛК — 15 млрд руб.

Решение о строительстве угольного терминала «Лавна» в рамках развития Мурманского транспортного узла было принято еще в 2012 году. Изначально проект мощностью 18 млн тонн должны были реализовать «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК Искандара Махмудова и Андрея Бокарева) и «СДС-Уголь» Михаила Федяева и Владимира Гридина. Но в итоге они вышли из проекта, и его приобрела ГТЛК.

В результате приняли решение строить терминал по концессии. Стоимость оценивалась в 24 млрд руб., из них частный инвестор должен вложить 0,9 млрд руб. в подъездные железнодорожные пути, сама железная дорога стоимостью 18 млрд руб. строится за счет бюджета, как и дноуглубление и системы навигационного обеспечения (1,8 млрд руб.).

В ноябре 2018 года Росморречфлот подписал концессионное соглашение с оператором проекта ООО «Морской торговый порт «Лавна» (МТП «Лавна). А в апреле 2019 года был сформирован состав акционеров. По данным “Ъ”, основные доли — по 30% — получили «Бизнесглобус», действующий в интересах Андрея Бокарева, и Центр развития портовой инфраструктуры, формально принадлежащий Борису Гутцову. Еще 25% у «СДС-Угля», 10% — у подконтрольной ОАО РЖД «РЖД — Инфраструктурные проекты», а 5% осталось у ГТЛК (см. “Ъ” от 14 февраля 2019 года).

В марте губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что порт «Лавна» будет запущен в 2022 году и выйдет на проектную мощность 18 млн тонн в год в первом квартале того же года.

Как сообщил “Ъ” гендиректор МТП «Лавна» Игорь Фрейдин, в данный момент проводится корректировка финансовой модели, бизнес-плана проекта и сроков реализации концессии. Проект будет реализован, добавил он: проектная документация подготовлена, оборудование закуплено, строительство дороги продолжается, проводятся работы по открытию финансирования от Газпромбанка. Банк готов был предоставить ГТЛК более 30 млрд руб. на реализацию проекта. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что строительство объектов федеральной собственности в рамках развития терминала «Лавна» ведется согласно графику, предусмотренному госконтрактом. Рассматриваются возможные варианты дополнения угля другими видами грузов, например, минеральными удобрениями и железной рудой, заключили в министерстве.