Увеличить количество проектов ГЧП в здравоохранении поможет единая госполитика и точечные изменения в законодательстве

Александр Долгов

Squire Patton Boggs



В рамках Российской недели ГЧП состоялась стратегическая сессия «Недолеченные проблемы концессий в здравоохранении. Как не допустить осложнений?». Участие в ней принимали представители инвесторов, финансирующих организаций, консультантов и региональных органов власти. Модератор дискуссии, партнер, глава практики инфраструктуры и ГЧП международной юридической фирмы Squire Patton Boggs в России и СНГ, Средней Азии и на Кавказе Александр Долгов кратко остановился на проблемных вопросах отрасли.

В рамках дискуссии поднимались давно существующие проблемы реализации концессионных проектов в здравоохранении, а также новая тема – влияние пандемии COVID-19 на развитие рынка ГЧП в этой сфере. Спикеры отмечали, что распространение вируса усиливает тенденцию к развитию здравоохранения в целом, особенно ярко это проявится в сфере восстановительной медицины, где ожидается дальнейшее повышение спроса. При этом было отмечено, что реализация проектов, начавшихся еще до распространения COVID-19, немного замедлилась.

Рейтинг застарелых проблем отрасли возглавил тариф ОМС, структура которого не позволяет компенсировать инвестиционные затраты на новое строительство и покупку дорогостоящего оборудования, а также осуществить возврат заемного финансирования. Почти все участники были единодушны в том, что масштаб этой проблемы может быть снижен за счет правильного структурирования конкретных проектов. Однако все же это уход от сути проблемы, а необходимость постоянных «ручных настроек» проектов довольно обременительна. Было высказано мнение, что проектам, реализуемым в рамках ГЧП, должно даваться определенное преимущество в виде инвестиционной составляющей в дополнение к тарифу ОМС, что существенно повысило бы привлекательность таких проектов для инвесторов. Кроме того, полезно было бы иметь более долгосрочную и прозрачную гарантию потока и тарифов. Сейчас они устанавливаются на 1-2 года.

Участники также подняли проблему обязательной эксплуатации объекта инвестором. Зачастую для оказания профильных медицинских услуг необходимо привлечение ГБУЗ. При этом инвесторы могут быть заинтересованы в осуществлении технического обслуживания без эксплуатации объекта. Для инвесторов это фактически означает необходимость реализации проектов по модели СГЧП, которая имеет ряд недостатков и относительно редко используется на рынке.

Третья проблема – отсутствие единой и согласованной государственной политики по развитию ГЧП в сфере здравоохранения. В качестве иллюстрации проблемы был приведен проект в Сыктывкаре (Коми), где было заключено инвестиционное соглашение на строительство поликлиники. Различные органы власти принимали различные позиции относительно возможности «передачи» населения на обслуживание частной медицинской организации, пока поликлиника, в которую должны были пойти частные инвестиции, попросту не пришла в аварийное состояние и перестала функционировать. В связи с этим участниками дискуссии было предложено внести изменения в ст. 100 Закона № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан, положения которой и стали в данном случае камнем преткновения, чтобы этот вопрос не мешал реализовывать аналогичные проекты участникам рынка.

По итогам обсуждения можно отметить, что ГЧП в сфере медицины продолжает активно развиваться. Несмотря на то, что значительную часть проблем еще только предстоит решить, ощущается запрос на дальнейшее взаимодействие государства и частных инвесторов в этой области. При этом для решения текущих проблем и масштабирования проектов необходимо формирование единой государственной политики в сфере ГЧП в здравоохранении и точечные изменения законодательства, часть из которых предложили участники сессии. Будем надеяться, что активное обсуждение проблем, связанных с ГЧП в здравоохранении, продолжится и будет услышано, в том числе представителями Минздрава.