В ГЧП деньги любят не тишину, а строгий расчет

Максим Худалов

АКРА



Российский рынок инфраструктурного финансирования переживает крайне интересный этап, открывающий большие возможности перед всеми его участниками. Какие инструменты помогут сделать качественный шаг вперед и реализовать имеющиеся возможности, а также какую роль в развитии инфраструктуры будут играть факторы устойчивого развития - эти и другие вопросы обсудили на сессии «Качественная инфраструктура: как обеспечить баланс между доходностью для инвестора, доступностью для населения и воздействием на окружающую среду» в рамках Российской недели ГЧП. Старший директор, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов кратко подвел итоги дискуссии.

Как ни удивительно, на фоне разрастающегося экономического кризиса, вызванного последствиями карантина из-за пандемии коронавируса, текущая экономическая ситуация создает дополнительные возможности для развития рынка. В ситуации, когда при низкой ключевой ставке снижаются ставки по ОФЗ и банковским вкладам, рынок проектного финансирования может пополнится на 1,5 трлн руб. Это связано с тем, что низкая доходность по банковским вкладам может побудить частных инвесторов, на счетах которых по разным оценкам находится до 30 трлн руб. искать более доходные, но надежные вложения. Именно таким магнитом для частных и институциональных инвесторов может стать рынок проектного финансирования. 

Согласно исследованию, которое накануне Российской недели ГЧП выпустили аналитики АКРА и Национального центра ГЧП, только в ближайшие несколько лет потенциальный объем выпусков ценных бумаг, обеспеченных поступлением по исполняемым контрактам в рамках инфраструктурных проектов, может достичь как минимум 237 млрд руб., причем подавляющая их часть может прийтись на низкорисковые инструменты с высокой степенью надежности. Это уже позволит увеличить объем обращающихся сегодня на Московской бирже облигаций проектного финансирования на 135%. Поэтому необходимо быть готовыми к работе с этим рынком, в том числе, с частными инвесторами, чьи средства могут составить весомую часть будущих инфраструктурных проектов.

Общая цель – общий подход

Одним из главных посылов сессии стала необходимость достижения консенсуса по поводу критериев оценки качества инфраструктурных проектов. В этой связи в центре дискуссии оказалась национальная система сертификации, разработанная ВЭБ.РФ, Национальным Центром ГЧП и АИКОМ с привлечением экспертного мнения ключевых игроков инфраструктурного сектора. Особенность этого инструмента заключается в комплексном подходе, который включает в себя оценку всех рисков инфраструктурного проекта, включая социальный и экологический аспекты. Последние два уже сегодня играют для инвесторов не менее значимую роль, чем финансовая и техническая составляющие. Это особенно актуально в нынешней ситуации, когда в условиях санкций важным дополнительным источником инвестиций являются наднациональные институты развития. Очевидно, что для привлечения средств необходимо соответствовать международным стандартам качества, и именно общая система оценки качества проектов, основанная на общепризнанных принципах качества проектов, может стать тем инструментом, который позволит привлекать к развитию российской инфраструктуры как российских, так и иностранных инвесторов.

Эта система должна способствовать привлечению и частного инвестора в проектные сделки. Пока же сделка проектного финансирования являются своего рода закрытой клубной историей с одним-двумя вовлеченными инвесторами. Массовый инвестор не всегда обладает подробной информацией о проектах, необходимой для принятия решений. Кроме того, нужно, что устойчивый проект – это априори дорогой проект, который вынуждает жертвовать возвратностью и доходностью. Единая национальная система сертификации поможет сделать эту информацию доступнее, а сам рынок более прозрачным.

Национальная система сертификации качества инфраструктурных проектов является ответом на потребность в едином понимании качества и единой методике его оценки. Множество разрозненных подходов и отсутствие единого понимания о том, как оценить качество проекта, его экологичность и социальную значимость, делает крайне сложной интеграцию этих принципов в систему принятия решений, не говоря уже о возможности масштабирования положительного опыта на федеральный и межгосударственный уровни.

Актуальные достижения и потребности

Говоря о текущем состоянии рынка ГЧП, можно отметить, что определенные успехи уже есть. По данным Центра ГЧП и АКРА на сентябрь 2020 года, в России реализовывается более 3000 проектов ГЧП. Их общая стоимость превышает 4,5 трлн руб., из которых частные инвестиции составляют 3,1 трлн руб. (69%). Из 3 440 проектов, в настоящий момент реализуемых на принципах ГЧП, 65% уже введены в эксплуатацию и находятся на операционной стадии.

С одной стороны, участники отмечают возросшую культуру управления проектами и стремление к открытости, с другой – признают, что многие проблемы остаются. Среди наиболее весомых трудностей инвесторы и исполнители проектов выделяют ценообразование, которое только в 2014 году с базисно-индексного подхода перешло к ресурсному, забюрократизированность процесса переустройства коммуникаций при возведении новой инфраструктуры, отсутствие дешевых денег в условиях длинных сроков окупаемости и смещение большей части рисков в сторону инвестора и исполнителя проектов.

В качестве инициатив, которые могли бы придать импульс рынку, участники назвали смягчение законодательства для строителей, вовлеченных в инфраструктурные проекты, более активное стимулирование проектов государством посредством капитальных грантов, компенсация процентной ставки Центральным банком при проектном финансировании. Прозвучала интересная идея о разработке системы оценки эффективности госинвестиций, которая помогла бы сделать проекты более прозрачными и для государства, что повысило бы и его интерес.

Но в данный момент по понятным причинам инфраструктурные проекты поставлены на паузу, а общие показатели сектора упали до уровня 2010 года. Не секрет, что основные силы государственной поддержки в данный момент направлены на сектор МСП, и все это происходит на фоне дефицита бюджетов и падения ВВП. Тем не менее именно в ближайшее время крайне желательно запустить несколько хорошо проработанных успешных проектов, чтобы продемонстрировать инвесторам, которые, по словам участников сессии, накопили определенный негативный опыт и перестали верить в окупаемость активов, связанных с инфраструктурой, то что качественные проекты в России можно реализовать.

Инструментом привлечением инвестиций в инфраструктурные проекты также должна стать цифровизация. Внедрение инструментов цифрового инжиниринга и моделирования, которые показывают уровень цен, спецификацию и объемы материалов и т.д., а также в автоматическом режиме отражает уровень готовности объекта и динамику затрат повышает прозрачность рынка. Как отметил один из спикеров, участники проектов доверяют свои ресурсы более охотно, если минимизирован человеческий фактор, поэтому спрос на подобные инструменты растет.

Главное, в чем участникам дискуссии удалось найти компромисс – это первостепенная важность проработки инфраструктурных проектов с учетом интереса их пользы для общества и окружающей среды. Ведь все возможные негативные последствия ошибок проектировщиков и инициаторов проектов испытывают на себе именно люди, местное население. Вместе с этим, все, что неправильно построено сегодня, будет необходимо перестраивать завтра, с новыми затратами и издержками. Качественная проработка и стратегическое планирование при строительстве инфраструктуры, с учетом всех трендов и прогнозом их развития позволит сделать эти проекты выгодными для всех участников процесса. Именно на разработку этой экспертизы и направлена совместная деятельность участников рынка, собравшихся Неделе ГЧП.