В ИнфраВЭБ назвали концессии и ГЧП – оптимальным инструментом для создания «умных городов»

Источник фото: Pxhere.com


Снижение рисков при территориальном планировании связано с открытостью инвестиционного процесса в целом, а также корректностью документов и полнотой раскрываемой информации. Одним из инструментов развития транспарентности здесь является цифровизация городского хозяйства и развитие региональных и муниципальных платформ – «умный город»/«умный регион», а эффективным механизмом реализации – концессия и ГЧП. Такое мнение на Петербургском международном юридическом форуме озвучила управляющий директор службы инвестиционных соглашений ИнфраВЭБ Светлана Дубинчина. 

Сегодня развитие территорий строится вокруг ключевых направлений инфраструктуры: транспорт, ЖКХ, безопасность и экология. Они же являются и основными направлениями цифровизации городов, в которых ставится акцент на сферу коммуникаций (вовлеченность жителей города в принятие решений по вопросам городского развития), а также сегменты «образование» и «здравоохранение».

В марте 2022 года Минстрой РФ утвердил новый стандарт «умного города». В его итоговую версию вошли 18 тематических блоков. Этот документ - база для архитектуры информационных платформ, обеспечивающих доступность информации о городской среде.  

«Стихийное формирование новых систем на муниципальном, региональном и федеральном уровнях привело к формированию большого числа не всегда интегрированных между собой информационных систем. Новый стандарт «умного города» – это попытка найти такую архитектуру в рамках городского хозяйства и интегрировать отдельные сервисы в единую человекоцентричную модель развития территории. Одним из эффективных способов реализации этой системы является институт концессионного соглашения и ГЧП», - отметила Дубинчина.

Городами-лидерами по концессионным соглашениям и ГЧП в создании и обслуживании информационных платформ «умный город» являются Самара, Москва, ряд городов Свердловской, Челябинской, Курской, Тверской области.

Если же говорить о позитивном опыте повышения информационной прозрачности больших городов в России, то хороший пример - «Электронный атлас Москвы», где сделана попытка интегрировать информацию об основных сервисах, системе управления имуществом и городским хозяйством в рамках одного из крупнейших мегаполисов Европы. Важно то, что в данная платформа частично охватывает нормативные документы столицы, границы территориального деления, охранные зоны памятников культурного наследия, места сбора отходов, данные о объектах государственной собственности и т.д., что также полезно ля инвесторов, которые хотят вкладывать средства для развития городской среды.

Однако первые проекты комплексных интеграционных платформ, структурированные на основании концессионного соглашения, выявили необходимость доработки законодательства о ГЧП и концессионных соглашениях в сфере IT. В частности, как отметила докладчик, сейчас обсуждается допустимость муниципального участия в таких проектах концедентов/публичных партнеров (сейчас такая возможность предусмотрена), структурное регулирование совместных конкурсов с участием различных публично-правовых образований, разработка процедуры частной концессионной инициативы для совместного рассмотрения несколькими публичными образованиями, выработка правил формирования многофункциональных платформ как единого объекта, при обеспечении конкуренции. При этом, государство, в хорошем смысле, слышит инвестиционное сообщество в данной сфере и развитие стандарта «умный город» в этой части является хорошим сигналом, сообщила Дубинчина.