В рамках концессии могут построить только часть ВСМ Москва-Санкт-Петербург

Источник фото: Коммерсант


РЖД и Минтранс предложили новый вариант финансирования строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург. Как сообщил «Ъ» источник, знакомый с направленным РЖД на прошлой недели паспортом федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и с ходом совещания по ВСМ 10 сентября у замглавы Минтранса и руководителя Росжелдора Сергея Гончарова, рассказал, что сейчас рассматривается дробление проекта на три фазы.

Основной участок (630 км) - Крюково-Обухово и два участка на подходах к городам - Москва-Крюково (42 км) и Обухово-Санкт-Петербург (12 км).

Участок Москва-Крюково предлагается финансировать за федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что затраты по этому участку оцениваются в 221,5 млрд руб., из которых 200 млрд руб. РЖД собирается взять из того капитального гранта, который изначально был предусмотрен на саму ВСМ, когда ее собирались строить до Казани.

Участок Обухово-Санкт-Петербург собираются построить за счет собственной инвестпрограммы в рамках развития транспортной системы Петербурга. Его стоимость оценивается в 62 млрд руб.

Участок Крюково-Обухово предлагают включить в комплексный план с реализацией по корпоративно-концессионной схеме. Государство планирует выделить в качестве взноса в капитал специальной проектной компании 50 млрд руб. в 2025 году. В по-прежнему заложено, что государство предоставит поддержку в виде МГД, нулевого НДС на услуги предоставления инфраструктуры и перевозку пассажиров и нулевой ставки налога на имущество на объекты инфраструктуры ВСМ. Также предусматриваются два выпуска облигаций СПК на 368 млрд руб. с госгарантиями.

Завершить строительство всей трассы предполагается в 2027 году. До конца 2025 года предлагается построить участок Крюково-Новая Тверь протяженностью 120 км.

Один из источников “Ъ” утверждает, что есть и другой вариант: в концессию уйдет только участок Логовежь—Обухово, а Крюково—Логовежь (440 млрд руб.) РЖД построит за счет своей инвестпрограммы. Тогда в периметр концессии попадет лишь 450 км трассы стоимостью 950 млрд руб., а еще порядка 750 млрд руб. работ с учетом вокзальных комплексов окажется в инвестпрограмме РЖД. В РЖД отказались от комментариев. В Минтрансе “Ъ” сказали, что с предложениями знакомы, но «до момента переутверждения паспорта федерального проекта комментировать подробности преждевременно». Источник, знакомый с ситуацией, уверен, что конфигурация «еще успеет несколько раз перемениться».