В РЖД ожидают ухудшения показателей в случае отказа от ВСМ Москва-Санкт-Петербург

Источник фото: АО Скоростные магистрали


ОАО «РЖД» пытается убедить правительство в необходимости строительства пассажирской высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург, пишет «Ъ». Как следует из документов к состоявшемуся на прошлой неделе совещанию у первого вице-премьера Андрея Белоусова, которые видел “Ъ”, в госкомпании ожидают ухудшения основных показателей работы железнодорожного транспорта в случае отказа от ВСМ.

Как пишет издание, потери провозной способности на подходах в северо-западные порты и недовоз туда грузов могут составить до 40 млн тонн в год, потери в перевозках в Центральном транспортном узле — 15 млн пассажиров в год, в Санкт-Петербургском — до 12 млн пассажиров и до 31 млн тонн грузов в год. Кроме того, может быть не достигнута задача по росту контейнерных перевозок в четыре раза (в 2024 году к уровню 2017 года).

В РЖД настаивают, что «без ВСМ проект развития железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона становится неэффективным».

Как уточняет «Ъ», строительство магистрали позволит переключить на нее пассажиропотоки с существующего скоростного направления (с «Сапсанов») и высвободить провозные способности, чтобы обеспечить прирост перевозок в адрес портов Северо-Запада на 67,5 млн тонн к уровню 2020 года, до 220 млн тонн, из них 40 млн тонн — по направлению Петербург—Бологое—Москва.

Проект ВСМ Москва—Петербург предполагает снижение времени перевозки пассажиров между городами до 2 часов 15 минут, закончить стройку планировалось в 2027 году. Правительство утвердило трассу в конце сентября. По финансовой модели стоимость ВСМ составляет 1,7 трлн руб., из них 760,1 млрд руб. предоставляет ОАО РЖД, 470,1 млрд руб.— российские банки, 468,4 млрд руб.— ФНБ. Частично проект предусматривает концессию (на участке Логовежь—Обухово, стоимость — 950,6 млрд руб.). В документе говорится, что средства на ВСМ предусмотрены в инвестпрограмме ОАО «РЖД» полностью, в июне—августе согласовано выделение средств из ФНБ, а с банками подписан меморандум.

Однако как раньше сообщало издание, в правительстве стали обсуждать отказ от ВСМ (см. “Ъ” от 11 ноября). В РЖД говорили о возможной замене ВСМ грузовым ходом, а эксперты и участники рынка в один голос утверждали, что нового грузопотока между Москвой и Петербургом, который требовал бы этого, просто нет. Альтернатива строительству ВСМ для вывоза 220 млн тонн грузов — расширение существующей инфраструктуры, в РЖД оценивают его в 1,6 трлн руб. Однако, как отмечается в документе госкомпании, это не позволит обеспечить дополнительную потребность в перевозке 18 млн пассажиров на направлении Москва—Петербург.

Свои потери от недовывоза 40 млн тонн грузов и 18 млн пассажиров ОАО РЖД оценивает в 27 млрд и 76 млрд руб. в год соответственно.

Источник “Ъ”, знакомый с проектом, перечисляет риски для грузового движения, возникающие при отказе от строительства ВСМ: недовывоз угля, нефтегрузов, удобрений и контейнеров, составляющих перспективные грузопотоки в адрес морских портов Северо-Запада, а также 40 млн тонн грузов, формируемых в полигоне Северного широтного хода. Также возникают риски затруднения пропуска экспортных грузов Белоруссии в направлении морских портов РФ и проблем при строительстве терминалов по поручениям президента и правительства — Приморского универсального перегрузочного комплекса и угольного терминала «Лавна».

В РЖД от комментариев отказались, источник “Ъ”, близкий к правительству, говорит, что решение о судьбе ВСМ пока не принято.