В РЖД разработали предварительную конфигурацию третьей очереди расширения БАМа



«Ъ» стали известны возможные параметры вариантов третьей очереди развития БАМа и Транссиба, стоимость которых глава ОАО РЖД Олег Белозеров оценивал в начале сентября в 2–4 трлн руб. в зависимости от состава мероприятий (см. “Ъ” от 3 сентября). Вторая очередь развития БАМа предусматривает рост пропускной способности до примерно 180 млн тонн.

Как рассказал «Ъ» источник, знакомый с вариантами, рассматриваемыми РЖД, одним из них является уже описанный сценарий, предполагающий дополнительный вывоз угля с Эльгинского месторождения по БАМу в объеме 16,6 млн тонн за 332,6 млрд руб. (подробнее см. “Ъ” от 16 сентября). Это предполагает работы только на БАМе, в фокусе — участок Улак—Комсомольск, при этом ни подходы к портам Ванино-Совгаванского узла, ни участки западнее Улака никак не затрагиваются.

В дополнение к нему существуют еще два варианта. Первый предполагает достижение к 2030 году пропускной способности 210 млн тонн и обеспечивает вывоз не только 16,6 млн тонн эльгинского угля на порты Ванино, но еще 13,4 млн тонн грузов на порты Приморья. Для этого потребуется прокладка еще 1,1 тыс. км вторых главных путей на БАМе в дополнение к 553 км, предусмотренных «эльгинской» частью. По расчетам РЖД, проект обойдется еще в 891 млрд руб., вместе с первым — в 1,22 трлн руб.

Второй вариант предусматривает масштабные работы как на БАМе, так и на Транссибе, включающие в том числе такие дорогостоящие мероприятия, как строительство обхода Хабаровска, моста через Амур и второго Кузнецовского тоннеля. Такой вариант обойдется в 2,55 трлн руб., а с учетом «эльгинской» части — в 2,89 трлн руб. При этом ни в одном из сценариев не предусмотрен второй Северомуйский тоннель, который Белозеров оценил в 200 млрд руб.

О принципиальной разнице в масштабах стройки в зависимости от выбранного сценария третьего этапа расширения БАМа Олег Белозеров предупреждал в сентябре.