В Сибирском федеральном округе вызывает нарекания работа региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, пишет "Российская газета". Чаще всего население жалуется в Хакасии, Алтайском крае, Новосибирской и Омской областях. В Туве, Хакасии, Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях предприятия отрасли закончили финансовый год с высокой кредиторской задолженностью.

О том, что регионы к проведению "мусорной" реформы оказались попросту не готовы, говорит и разброс в величине тарифа на вывоз ТКО. Если в среднем по Сибири он составляет 502 рубля за кубометр, то, например, в некоторых зонах Хакасии и Алтайского края - около 280 рублей, а в Томской области - 220. В то же время Красноярский край держит антирекорд: здесь кубометр обходится и в 900 рублей, и даже свыше двух тысяч.

Кроме того, как отметил на совещании в Новосибирске заместитель гендиректора компании "Российский экологический оператор" Сергей Королев, серьезно разнятся и нормативы накопления мусора жильцами многоквартирных домов - разброс составляет от 0,6 до трех кубометров на человека в год. По его словам, при неправильном установлении нормативов накопления у регоператоров возникает проблема с получением выручки. "В ряде случаев ситуация приводит к повышению тарифа, что негативно сказывается на восприятии реформы населением. А иногда оборачивается тем, что регоператору просто не хватает денег, чтобы вывозить мусор. Регионам необходимо еще раз проделать работу, связанную с замерами нормативов накопления мусора - чтобы привести их в соответствие с реалиями", - подчеркнул Сергей Королев.

Собираемость платы за услуги регоператоров также невысока. Например, в некоторых зонах Хакасии за вывоз мусора фактически платит лишь четверть населения региона, Красноярского края - 35,6%, Алтайского - 39%. При этом регион в целом может показывать и неплохие результаты, например, в том же Алтайском крае средняя собираемость - 83%, но есть населенные пункты, где из-за неплатежей регоператоры вынуждены приостанавливать оказание услуг.

Зачастую у регоператоров возникают проблемы даже с определением лиц, которые должны платить за вывоз мусора. Ведь доступ к персональным данным у частных компаний ограничен. Для того чтобы увеличить собираемость платежей, предлагается внести изменения в законодательство, но на этот счет есть серьезные возражения.

Полпред президента России в СФО Сергей Меняйло отметил, что нужные изменения в законы не внесены, есть серьезные ограничения по изменению тарифов, юрлица платить не хотят. "Неудивительно, что концессионеры и инвесторы не спешат вкладывать деньги на таких условиях. Приведу пример Красноярского края: два региональных оператора работают по обе стороны Енисея, а тарифные решения у них разные", - сказал он.

С другой стороны, по мнению полпреда, региональные операторы пытаются ввести власти в заблуждение. Участвуя в конкурсах, они брали на себя определенные обязательства, а теперь не выполняют их, ссылаясь на низкую собираемость платежей. В то же время очевидно, что люди зачастую не платят за услугу как раз потому, что мусор никто не вывозит. Вот и возникают ситуации, как в Алтайском крае, где один из регоператоров обслуживает лишь 73 населенных пункта из отведенных ему 674, другой - 19 из 237. Сегодня есть угроза, что они полностью прекратят работу.

По словам заместителя гендиректора РЭО Сергея Королева, на грани отказа от выполнения обязательств также оказались два оператора в Кузбассе, одна компания в Хакасии, предприятия Тувы, а также единственный регоператор в Новосибирской области с кредиторской задолженностью в 611 млн рублей.

По словам полпреда не решена главная задача реформы - организовать не только сбор и вывоз мусора, но и сортировку, переработку отходов. К 2024 году долю обработки ТКО нужно довести до 60%, а утилизации - до 36%. На территории СФО действует 45 профильных объектов, но в целом доля обработки не превышает 15%.