Влияние ключевой ставки на привлечение банковского финансирования для проектов ГЧП

Фёдор Коватёв

Совкомбанк



В конце февраля Банк России резко поднял ключевую ставку до 20%, что стало наиболее значимым ростом за последние почти девять лет. Такая динамика вызвала волнения среди участников инфраструктурного рынка. Но уже 11 апреля ЦБ снизил ставку до 17%, а 29 апреля – до 14%. Исполнительный директор по юридическому сопровождению проектов ГЧП Совкомбанка Фёдор Коватёв* рассказал о влиянии ключевой ставки на финансирование проектов ГЧП и подходах к подготовке соглашений, способных смягчить возможные риски.

Сложно недооценить увеличение ключевой ставки, так как зачастую её размер прямо влияет на стоимость банковского финансирования, которое частный инвестор привлекает для реализации проекта ГЧП. Так, процентная ставка по кредитному договору обычно определяется по схеме «ключ плюс».

На случай резких скачков в размере ключевой ставки концессионные соглашения / соглашения о ГЧП обычно предусматривают набор положений, которые призваны смягчить риски и неблагоприятные последствия для сторон соглашения и, в первую очередь, для частного инвестора как наименее защищенного лица в такой ситуации.

Речь, в частности, идёт о так называемых «особых обстоятельствах», которые позволяют сторонам концессий / соглашений о ГЧП управлять неблагоприятными последствиями наступления таких событий посредством:

  • исключения ответственности сторон при наступлении особых обстоятельств;
  • возникновения обязательств у концедента / публичного партнёра компенсировать дополнительные расходы частного инвестора, которые возникли в результате наступления особого обстоятельства;
  • установления возможности для пересмотра условий концессионного соглашения / соглашения о ГЧП или его досрочного прекращения.

Подробнее ознакомиться с инструментом особых обстоятельств, в том числе с механизмом их работы при досрочном прекращении концессионного соглашения можно в статье «Расторжение концессионного соглашения в связи с наступлением особого обстоятельства».

Концессии и соглашения о ГЧП нельзя было бы отнести к подлинному партнерству, если бы концедент / публичный партнер не принимал на себя некоторые риски, которые не зависят от действий или бездействий концессионера / частного партнёра, и не оказывал бы ему поддержку при материализации таких рисков.

Помимо собственно договорных обязательств, вытекающих из концессий / соглашений о ГЧП, государством предпринимаются дополнительные меры поддержки целых отраслей в сложившихся непростых экономических условиях. В качестве некоторых примеров можно привести следующие:

  • автодорожная отрасль: предусмотрено выделение суммарно более 280 млрд руб. на развитие федеральных и региональных трасс (Распоряжение Правительства РФ № от 10 марта 2022 года № 471-р, а также поручение Президента РФ о выделение дополнительно не менее 120 млрд руб. на строительство, реконструкцию и ремонт региональных и муниципальных автодорог);
  • туризм: принят ряд мер, направленных на привлечение инвестиций и стимулирование дальнейшего развития отрасли. Например, Правительство РФ поддержало введение нулевой ставки НДС для компаний, которые инвестируют в создание туристических объектов;
  • инфраструктурная поддержка на территории Дальнего Востока и в Арктике: десять компаний, инвестирующие в проекты на Дальнем Востоке и в Арктике 638 млрд руб., уже подали соответствующие заявки в Минвостокразвития России;
  • финансирование из ФНБ: 25 января Правительство РФ внесло изменения в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, которые получают финансирование за счёт средств ФНБ на возвратной основе. Так, было подписано распоряжение Правительства РФ № 82-р, согласно которому дополнительно выделяются до 150 млрд рублей на Программу финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ), полученных из средств ФНБ;
  • упрощение процедур: 14 марта принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает особенности правового регулирования градостроительных, земельных, жилищных, инвестиционных и иных отношений в условиях санкций в 2022 году. В частности, упрощаются некоторые процедуры, предусмотренные земельным законодательством, для подготовки и передачи земельных участков, вводится упрощённый порядок предоставления государственных и муниципальных земель, уточняются правила приостановления предоставления финансовой поддержки или о возврате средств, предоставленных Фондом ЖКХ;
  • тарифообразование: 4 апреля принято постановление Правительства РФ № 582, которое позволяет сохранить размер необходимой валовой выручки регулируемых организаций и не корректировать долгосрочные тарифы в сфере тепло- и водоснабжения в 2022 и 2023 годах, когда такие организации не достигли плановых значений показателей надёжности и энергетической эффективности объектов, не ввели в срок соответствующие объекты тепло- и водоснабжения.

Иными словами, руководство страны уже предприняло и продолжают предпринимать самые разнообразные меры стимулирования и поддержки экономической активности в России, в том числе в сфере развития инфраструктуры.

В отношении стимулирования предоставления именно банковского финансирования государством в течение месяца приняты:

  • программа кредитования для системообразующих организаций в агропромышленном комплексе (Постановление Правительства № 375 от 16.03.2022);
  • программа кредитования для системообразующих организаций промышленности и торговли (Постановление Правительства № 393 от 17.03.2022);
  • программа кредитования для субъектов МСП[2];
  • программа оборотного кредитования под поручительство корпорации МСП[3];
  • программа инвестиционного кредитования по поручительство корпорации МСП[4].

Исходя из этого, видно, что государство уделяет особое внимание возможности привлечения заёмного финансирования частными инвесторами.

Инвестиции в развитие инфраструктуры выступают одним из драйверов экономического роста государства. Механизмы ГЧП помогают в реализации стоящих перед Россией задач и преодолению вызовов современности.

Как и всегда, создание и обновление объектов инфраструктуры является крайне капиталоемким процессом, требующим привлечение значительных инвестиций, в том числе частных. Участие банков как в подготовке, так и в финансировании проектов ГЧП ускоряет их реализацию и открывает дополнительные источники ликвидности в экономику. При этом руководством страны предпринимаются разносторонние меры по стимулированию привлечения заемного финансирования, в том числе в проекты ГЧП, что не может не оказать благоприятное воздействие на российский рынок в целом как уже сейчас, так и в перспективе.

С учетом последних заявлений президента о стабилизации экономической ситуации в стране, а также прогнозов Банка России о снижении ключевой ставки до 11,7% к концу года, можно говорить о благоприятных перспективах для рынка инфраструктуры, в том числе с точки зрения банковского финансирования проектов ГЧП.

[2] Постановление Правительства № 1764 от 30.12.2018 с изменениями от 23.03.2022

[3] решение Совета директоров АО «Корпорация «МСП» №131 от 15.03.2022

[4] решение Совета директоров АО «Корпорация «МСП» №131 от 15.03.2022

*Мнение, высказанное в настоящем документе, является исключительно экспертным мнением автора и не отражает официальную позицию какой-либо организации.